Каждому человеку интересна история того места, того населённого пункта, где он родился и вырос. Это место называется малой родиной почему-то. Понятно, что в само понятие «Родина» заложен огромный смысл. Это – народ, к которому ты принадлежишь, это – государство, в котором ты живёшь. Про государство и народ написано много книг, изучено многое. Войны, революции, смена правителей. Мы многое про это знаем, по крайней мере, в том объёме, в котором эта информация для нас доступна. Про свою же деревню, село мы знаем тем меньше, чем меньше та самая деревня или село.
Моя малая родина – это Коточиги, деревня, в которой я прожил с рождения 25 лет, всегда для меня была и будет родной. Эта деревня казалась во времена моей молодости мне очень большой, известной мне до мельчайших подробностей: где чей стоял дом, кто в нём жил, где работал. Но кто и когда основал эту деревню, когда она была маленькой, кто поселился в ней позднее, было неизвестно, да и возможности узнать это были очень малы. Может быть, кто-то уже и раскрыл эту тайну, но мне пока об этом неизвестно. То же касается и поселений, расположенных по соседству, по течению одной и той же речки, имеющей название Барсук. Это Калинино и Базариха, Бородино и Озерное, Борки, Красная Елань и Александровка. Так же и районного центра, Викулово и деревень, прилегающих к нему. Сегодня старожилов, хоть что-то знающих об этом, уже нет, но есть документы в открытом доступе, по которым многое можно установить.
Почтовый тракт
Ещё со школьных времен мне было известно, что через Коточиги проходил старинный почтовый тракт на город Тару из Тобольска. Впервые я услышал о его существовании в начале 60-х из уст директора районного пионерского лагеря, расположенного на Шаньгином холме неподалеку о районного центра села Викулово, Давыдова Анатолия Васильевича. И о том, что этот тракт проходил от Викулово через Калинино, Коточиги, Базариху, Бородино, Озерное и далее на Тару. Конечно, тогда ни я, ни другие пионеры не могли себе представить, что это было такое, но почему-то запомнилось крепко и навсегда. Наверное, потому, что Анатолий Васильевич был прекрасным рассказчиком, много знал о нашем крае, и мы его слушали с предельным вниманием и запоминали всё, о чем он говорил. Остатки этого тракта видны и поныне. Например, в пойме реки Барсук между селом Калинино и деревней Усть-Барсук (она когда-то называлась Немтиновой). Очертания, профиль этого тракта, состоящий из, собственно, проезжей или пешеходной части и двух приподнятых над землёй обочин, разделённых между собой углублениями, хорошо просматриваются. Легко можно представить себе, как по средней части ехали, покачиваясь, конные повозки, а также и то, как по этой же дороге шли колонны арестантов, а по краям – охранники. И это была дорога в Сибирь. И это был Почтовый тракт.
Когда образовалась деревня Коточиги?
В «Списке населённых мест Тобольской Губернии» 1912 года под номером 2588 значится: «Котачиги д. при рч.рч. Кротихе и Барсуке на почтовом тракте», 303 км от Губернского города (Тобольск), 261 км от уездного города (Тара), 20 км от волостного правления 2 (Озерное). Число жителей 357, в т. ч. ужчин 186, и 171 женщина». В деревне были хлебозаг. магазин, чайная лавка, 2 водяные мельницы, а также кузница и пожарный навес или сарай. В этом же документе отмечается, что в Коточигах была почтовая и земская станции. Не было в ту пору в деревне ни церкви, ни часовни, ни библиотеки, ни школы. В административном отношении Коточиги относилась к Озернинской волости. По численности населения Коточиги находилась на 4-м месте после Бородино – 718 чел., Ачимовой – 543 чел., и Озерное – 417 чел. Самостоятельных хозяйств было всего – 40!
Факт появления, существования того или иного поселения более или менее зафиксирован в Ревизских Сказках, выполненных по указу того или иного Государя и Метрических Книгах Церквей, появившихся в пору правления Петра I. И это понятно, т.к. государство должно знать своих подданных. Фраза «более или менее» применена здесь не случайно. Точные даты основания того или иного поселения встречаются довольно редко. Видимо, факт возникновения нового поселения не очень волновал государство, а тем более церковь. Для них важнее были люди, которые рождались, женились, платили налоги (подати), умирали, и это фиксировалось. Вместе с этим фиксировалось и поселение, где происходило это событие. Так в Дозорной книге 1623 года, одной из первых подробных переписей хозяев семей в нашем сибирском краю, описывается уже существующий населённый пункт и главы хозяйств, с принадлежащими им пашнями, покосами, перелогами. С какого времени существует этот населённый пункт, чаще всего даже не упоминается. Так от ревизии к ревизии число поселений увеличивается, и установить точно можно только период, в котором произошло основание поселения. Ещё сложнее с Метрическими книгами. Они появлялись для данной местности только с основанием церковных приходов, к которым приписывалась деревня. А они появлялись, естественно, позднее. Потому и по записям Метрических книг можно только немного уточнить время основания поселения или определить граничную дату его существования.
По следам переписи населения
1897 год. Первая перепись населения Российской Империи, проведённая вскоре после коронации последнего нашего царя Николая II.
Катачиги (так записано в бланках), Викуловской волости, Тарского уезда насчитывают 74 двора и 370 жителей. Все жители деревни значатся как земледельцы, т.е. крестьяне. Одна хозяйка – скотовод и один переселенец из Каменец-Подольской губернии занимается крестьянскими поденными работами.
В числе жителей Коточигов были переехавшие в этот период из близлежащих деревень: из Бородино – Загородных, из Калинино – Баушкины (Бабушкины), из Озерной – Первушин. А также выходцы из Вятской губернии: Вельков, Пермяковы и Крысовы, Пермского края – Байбаков, Самарской губернии – Скоркин, Московской губернии – Ермилов, Владимирской губернии – Кочанов и Морозов, Уфимской – Тарасов, Ковенской – Серенков, Полтавской -- Исаев, Орловской – Журавлев и Лупачев, Каменец-Подольской – Костюнин, Нижегородской – Смирнов, Ишимского округа – Попов. 15 дворов, а это почти 20% от общего числа дворов, занимали выходцы и европейской части России. По всей вероятности, все они были ссыльными, так как впоследствии такие фамилии в Коточигах уже не встречались.
Известно, что до отмены крепостного права из европейской части страны переселяли в Сибирь крепостных людей с согласия их владельцев, засчитывая их взамен рекрутского набора.
Уровень грамотности населения в Коточигах составлял по данным первой переписи менее одного процента, так как грамотных было всего 5 человек.
Ещё раньше
Ревизией 1850 года, выполненной в последние годы жизни российского царя Николая I, проведённой всего за один день, 29 сентября, установлено, что в Коточиговой, Викуловской волости, Тарского уезда число домов – 24, а число жителей – 151, в т. ч. 72 – мужского и 89 – женского пола. За период между переписями от Николая I до Николая II число жителей деревни возросло почти в 2.5 раза, а число дворов в 2 раза. Кроме состава семьи и фиксации умерших за период, прошедший после предыдущей ревизии, никаких данных о жителях деревни нет. Отмечено, что в деревне был один поселенец и в рекруты из деревни за 16 лет призвано 3 человека.
Согласно Духовной Росписи 1801 г. в деревне Коточиги, состоящей из 17 дворов, проживал один ямщик, Немиров Василий Иванов 28 лет, с женой и двумя детьми, и крестьяне числом 130 человек, в т.ч. 59 – мужского пола и 71 – женского.
Ещё ранее о жителях деревни Коточиговой можно судить по Духовным Росписям Троицкой церкви. «Ведомость, учиненная Тобольского наместничества Тарской округи Викуловской и в других в них приписанных волостных судахъ о жительствующих в…х оных состоящих в Викуловском Троицком приходе разного знания и числа обоего пола людяхъ на 1787 годъ.»
Согласно этой ведомости в деревне Коточиговой 14 домов. В каждом доме живёт по одной семье. 2 дома – это Бубенщиковы, Василий Макаров 50 лет и вдова Дарья Григорьева, вероятно, жена его брата. У Василия жена Марья Антонова 54 лет и четверо детей, а у вдовы трое детей. 1 дом – это Иван Стефанов Жуков 46 лет с женой Катериной Семеновой 41 года и 7 детей. В 6 домах живут Тарадановы, Игнатий 56 лет и брат его Кондратей 34 лет. Ивановы, Антон Гаврилов 55 лет и сыновья его – Андрей 33 года и Василий 28 лет, да ещё вдова Ксения Иванова 54 лет. На всех их 16 ребятишек. В 2-х домах живут братья Волынкины – Игнатий 44 года с женой Авдотьей Яковлевой 46 лет и Федот 34 лет с женой Матрёной Васильевой 29 лет. Ивановы. Да 12 детей по 6 в каждом доме. Ещё 2 дома Квашниных, Михайло Алексеев 51 года с женой Авдотьей Гавриловой и сын их Лазарь Михайлов 31 года с женой Анной Ивановой. И семеро детей при них. И в 14 – м доме жил Иван Григорьев Бачанов 33 лет с женой Катериной Васильевой 31 года и двумя детьми.
В Кототочиговой было всего 6 фамилий, и проживало 40 душ мужского пола и 39 женского. Всего 79 человек.
Средний возраст мужчин составлял 19.3 года, а женщин 22 года. То есть население Коточигов было очень молодо, а это может говорить только об одном: именно это поколение жителей Коточигов было в этой деревне первым.
Есть сведения о деревне Коточиги в Метрической книге Троицкой церкви за 1772 год. Это первая Метрическая книга Троицкой церкви Викуловой Слободы, обнаруженная в Тобольском архиве.
Из деревень Ачимовой, Озерной, Бородино, Базарихи, Коточиговой и Калининой крестьяне ездили в Викулово крестить детей. А также из Балаган, Чуртана, Малаховой, Знаменщиковой, Достоваловой, Красной Горы. Церковь Викуловской Слободы была приходом для деревень не только самой Слободы и деревень в неё входящих, но и для деревень Готопутовской, Абацкой, Каргалинской волостей.
«17 апреля 1772 г. деревни Коточиговой у крестьянина Игнатия Волынкина родился сын Изосим; Воспреемником был Тобольский кананер Иван Волынкин;».
(Из Википеди -- Канони́р (нем. Kanonier), Канонер — младший нижний чин рядового артиллерии армии и флота (в Российской Империи до 1917 года), буквально пушкарь, от французского canonier, от canon (пушка) и в сухопутных силах некоторых других государств)
И из этой записи можно сделать вывод, что в 1772 г. деревня Коточиги уже была, в этой деревне жил с семьёй Волынкин Игнатий и восприемником у него был или его брат, или даже отец, проходивший военную службу в Тобольске. Из-за того что Метрические книги за более ранние периоды отсутствуют, установить степень родства, а также происхождение Ивана Волынкина, наверное, невозможно. Когда поселился в Коточигах Игнатий, можно только предположить. Если Игнатию в 1787 г. было 44 года, а дети у него могли появиться в возрасте 18-20 лет, то стать жителем Коточигов он бы смог не ранее 1751-55 годов.
И еще один документ: Атлас Всероссийской империи Собрание карт И. К. Кирилова - Карта Царства Сибирского Тобольской провинции 1722–1737. На ней уже отмечены деревни Озерная, Базариха и Калинино, а Коточигов на ней ещё нет! Значит, время основания Коточигов лежит в интервале 1737- 1772 годов, то есть 35 лет.
Не значится деревня Коточиги и в переписи 1710 г. Алексея Струнина. В Переписной книге 1710 г. Тобольского Уезда Тобольского дворянина Алексея Струнина уже упоминается Троицкая церковь Орлова Городища, в котором жили поп Офонасей Васильев 40 лет, прикащик, Тобольский дворянин Петр Анофриев 55 лет, да отставной писчей дъячек Михайло Ильин Седалищев 58 лет. А еще в Городище - 5 дворов оброчных крестьян, 12 дворов драгунских. Всего же дворов – 31.
В переписи 1710 г. Струнина, Орлова (Арлова) Городища значатся деревни и состав их жителей:
1. Орлово (Арлова) городище – 31 двор;
2. Овдокимова у Сухово мосту – 4 двора, в т.ч. Корнило Семенов Шантуров 1675 г.р.
3. Усть-Барсуцкая – 5 дворов, в которых живут драгун, два отставных драгуна, да два бобыля с семьями.
4. Коркина – 4 двора;
5. Басаргульская – 4 двора;
6. Балагленская – 6 дворов;
7. Серебрянская -18 дворов;
8. Карагальская – 35 дворов;
9. Селиверстова – 8 дворов;
10. Волынкина – 4 двора;
11. Крушинских – 6 дворов;
12. Калинина -10 дворов; в т.ч. бобыль Харитон Викулов;
13. Чюртанская – 18 дворов;
14. Чебалеинская – 9 дворов;
15. Балаханская – 23 двора;
16. Тюлешовская – 13 дворов;
17. Боровская – 37 дворов;
18. Узяцкая – 22 двора.
Из этого списка видно, что наиболее старинными поселениями на территории нынешнего Викуловского района являются деревни: Усть-Барсуцкая, Серебрянская, Волынкина, Калинина, Чуртанская, Тюляшовская.
В 1776 году основана Викуловская слобода, путём объединения слободы Орлово Городище и деревни Викулова. И входила она тогда в состав Тобольской Провинции (1719-1782), затем Тобольской области (1782-1796), и, наконец, Тобольской Губернии (1796-1917) (Википедия),
Через Слободу вдоль р. Барсук и проходил почтовый тракт из г. Тары в г. Тобольск. Согласно списку населённых мест Российской Империи 1868-1869 г.г., расстояние до г. Тары от Викулово было 282 км. Деревни Ачимова, Озернинское (Засцихино), Бородина, Базаринская (Базариха), Коточиговская, Калинина, Усть-Барсук (Немтинова) расположены по течению реки Барсук вдоль этого тракта. В Ачимовой и в Коточиговской находились почтовые станции. В Озерной строилась православная церковь, а в Викулово их было уже две. В Викулово ежегодно проходило торжков – 4, 6 января, в день Святой Троицы, 1 августа и 1 сентября.
В 1748 г. Сибирская канцелярия направила в Томск и Тару указ государыни Елизаветы Петровны с требованием «на тех дорогах, где больше проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей». Тобольско-Тарский участок к 1745 году имел уже 20 почтовых станций.
Похоже, что и Коточиги были основаны как почтовая станция вскоре после указа, так как находилась в 25 км от Викулово, максимально допустимое, согласно указу, расстояние между почтовыми станциями. Из этого тоже можно предположить, что время основания деревни Коточиги относится не ранее 1748- 1750 гг.
Почему такое название?
Многие деревни в Тобольской Губернии получали названия от своих первопоселенцев, но с Коточигами это было не так. Как в конце XVIII века, так и до наших дней, такой
фамилии никогда не встречалось. Правда, в соседней деревне Волгиной, состоящей в том же 1787 году из 16 дворов, проживали две семьи с очень созвучной фамилией – Кычигины. Как-то связать эту фамилию с названием Коточигов очень сложно, но такой факт есть.
Очень созвучно с названием деревни название инструмента, с помощью которого крестьяне изготавливали повседневную обувь, лапти – кочетыг. Викисловарь говорит о нём следующее: то же, что кочедык◆ «На коленях он держал деревянную колодку с новым лаптем, ловко и быстро поддевал железным согнутым кочетыгом приготовленные свежие лыки, стучал по лаптю деревянным черепком кочетыга». И.С. Соколов-Микитов.
О том, кто, как и почему дал название моей родной деревне, история умалчивает. Возможно, кто-то из первых поселенцев, обладающих мастерством изготовления лаптей, решил увековечить название столь необходимого в те времена приспособления. В ревизиях и Росписях деревня называлась по-разному: и Катачиги, и Коточигова, и Коточиги. На карте 1825 года название деревни – «Коточикова». В разговорной речи по-разному ставилось и ударение, на последнем слоге и на предпоследнем. В детстве я не раз слышал из уст моих тётушек, как они в разговорах употребляли название деревни, как Кочетыги, а не Коточиги. Конечно, они, выходцы из Рязанской Губернии, не знавшие другой обуви в своём детстве как лапти, прекрасно знали такой инструмент, как кочетыг и употребляли его, как очень созвучное название.
Утверждать, что это было именно так, я не могу, но как версия она имеет право на существование.
Можно с определённостью сказать, что хотя деревня Коточиги и много моложе деревень – старожилов, таких как Калинино и Озерное, но и её возраст на сегодня составляет не менее 270 лет. Начиналась она как почтовая станция на Сибирском почтовом тракте. Также уверенно можно сказать, что в числе первых поселенцев Коточигов оказались выходцы из г. Тобольска и округи, оказавшиеся в сибирских землях со времен Ермака. Такие фамилии, как Квашнин, Волынкин, Жуков не однажды встречаются в документах г. Тобольска ещё в 1623 г. Представители этих фамилий и сегодня живут в Коточигах.
Что же ещё можно сказать о деревне Коточиги и её жителях? Жители деревни менялись в соответствии со сменой поколений. Жили теми порядками, которые устанавливались существовавшими в каждый временной отрезок административными условиями. При «самодержавии» занимались каждый в меру своих способностей крестьянским трудом, воспитывали детей, строили дома, платили подати. Приходу советской власти жители Коточигов практически не оказали сопротивления, так как раскулаченных, выселенных и репрессированных было в деревне очень мало. При советской власти крестьянским трудом всё так же жило большинство населения, с добавлением труда по ведению личного подсобного хозяйства, без которого выжить было очень трудно. И развал советского строя был воспринят как всего лишь возможность воспользоваться частью общественно- нажитого имущества.
Сегодня в Коточигах, как и других деревнях в округе, о когда-то развитом сельском хозяйстве напоминают только разрушенные помещения для крупного рогатого скота да поля, с каждым годом зарастающие молодым осинником да березняком.
Деревня жила и увеличивалась в размерах благодаря удобному географическому расположению, можно сказать, процветала в эпоху развитого социализма, давая стране хлеб, молоко и мясо, а сегодня потихоньку увядает, не в силах удержать разбегающуюся по городам в поисках работы молодёжь.