Медиакарта
1:40 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Конвенция о правах ребенка как концептуальный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)

История принятия

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверст­ва, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, дан­ных ему от рождения, потребовали особых гарантий, как концептуальных, так и правовых, для разработки международных мер по защите прав челове­ка. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный ак­цент в ее Уставе на соблюдении «основополагающих прав человека». В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека. Ст. 1 Устава утверждает, что уважение к правам человека является основным средством достижения целей Организации Объединенных Наций, а статья 55 и 56 прямо обязывают государства - члены ООН содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Это послужило началом новой эры международного законотворчества в этой области. ООН создала «универсальный свод законов» по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся долж­ным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав де­тей.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образова­ние в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня оста­ется главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Между­народных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамб­леей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществ­ление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование все­ми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благо­родную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменова­ние этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвен­ции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвен­ции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международ­но-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уров­не международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее при­нятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав де­тей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписа­ние Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих госу­дарств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти не­зависимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установ­лений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные го­сударствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замеча­ний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмот­рения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Гене­ральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со сторо­ны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы из­бежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча                  на           высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что между­народное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты «Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей», а также «План действий по ее осуществлению», которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам чело­века в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ре­бенка. По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Ге­неральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребенка.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а так­же нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед между­народным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является «великой хартией вольности» для де­тей и «мировой конституцией» прав ребенка — важнейшим документом в се­рии гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, ну­ждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

Конвенция в статье 1 определила, что «ребенком является каждое че­ловеческое существо до достижения 18-летнего возраста», за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, со­вершеннолетие наступает раньше.

Важнейший принцип международного права - осуждение дискримина­ции - включен в Конвенцию и в отношении детей. В статье 2 говорится, что «Государства-участники уважают и обеспечивают права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, националь­ного, этнического или социального происхождения, имущественного поло­жения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Конвенция рекомендует при­нять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации в связи со взглядами или убеждениями ребенка, его родите­лей, законных опекунов или иных членов семьи.

Конвенция (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, ча­стным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наи­лучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельно­сти. Этот принцип относится к решениям судов, административных и зако­нодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осущест­вление считается одной из важнейших задач Конвенции.

Государства-участники обязуются обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание и уважая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несу­щих за него ответственность по закону (статья 5).

Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любое чело­веческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях создания условий обеспечения в максимально возможной степени выжива­ния и здорового физического, умственного, духовного, нравственного, психологического и социального развития ребенка для подготовки его к само­стоятельной жизни в обществе.

Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к призна­нию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д.

Конвенция признала право ребенка иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопас­ности, здоровью или нравственности населения, а также право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. В ней рекомендуется уделять должное внимание этим правам «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка» (статьи 12, 13, 14, 15).

Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свобо­дам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (статья 7) и сохранять индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8). Ребенок имеет право на защиту личной и семей­ной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защи­ту от посягательств на честь и репутацию  (статья 16).

Ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (ста­тья 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни по­жизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые со­вершены лицами моложе 18 лет (статья 37а).

Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руково­дить ребенком (статья 5) и ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18, п.п. 1 - 2). Внимание уделяется случаям разлу­чения ребенка с родителями и воссоединения семей (статья 9 и 10), незакон­ному перемещению и невозвращению детей из-за границы (статья 11), про­блемам по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (статья 27, п. 4).

Особо оговариваются случаи, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения, или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20), проблемы усыновления (статья 21).

В Конвенции широко представлен материал по социальной защите де­тей. Подчеркивается необходимость периодической оценки условий, связан­ных с попечением о ребенке (статья 25), пресечения грубого обращения и от­сутствия заботы о ребенке, защиты его от всех форм физического и психоло­гического насилия (статья 19). Государства-участники обязуются принять все меры для физического и психологического восстановления ребенка, являю­щегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, нака­зания или вооруженных конфликтов (статья 39).

Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и повышения жизненного уровня детей с целью обеспечения их выживания и здорового развития (статья 6. п. 2). Проблемам охраны здо­ровья и услуг в области здравоохранения посвящена статья 24. Социальному обеспечению, службам и учреждениям по уходу за детьми статьи 26 и 18. п. 3. Проблемам детей, неполноценных в умственном или фи­зическом отношении статья 23. Конвенция признает право ребенка на уро­вень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравст­венного и социального развития и ответственность семьи и государств-участников за обеспечение этого уровня (статья 27).

Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28).

Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участ­вовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искус­ством и участвовать в культурной и творческой жизни (статья 31).

В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящих­ся в чрезвычайных ситуациях. Для детей - беженцев это решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм ме­ждународного гуманитарного права (статья 22). Для детей в вооруженных конфликтах это вопросы физического и психологического восстановления (статьи 38, 39). Для детей в системе отправления правосудия по делам несо­вершеннолетних и детей, лишенных свободы, включая любую форму задер­жания, тюремного заключения или помещения в исправительное учрежденние, это содействие их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (статьи  37 и 40).

Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, т.е. дети, выполняющие работу опасную для их здоровья, физического, умственного, духовного, морального и социального развития (статья 32). В этой же статье устанавливается возрас­тной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.

Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34), а также от их похищения, торговли ими в любых целях и в любой форме (статья 35). При реализации этой статьи необходима координация с положениями других ста­тей Конвенции, например, по усыновлению, трудовой и сексуальной экс­плуатации и т. д.

Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (статья 30).

Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она за­крепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).

II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребен­ка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).

Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или плани­руемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осущест­влении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.

Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспреце­дентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифициро­вана большим числом государств, чем любой другой международный доку­мент о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудни­чества и координации действий по ее осуществлению.