Такая аналогия издавна приходит на ум писателям и поэтам, размышляющим о шахматной игре в своих произведениях. Например, персидский поэт Омар Хайям (XI—XII век) в знаменитом четверостишии писал:
Живые пешки мы, а опытный игрок,
Что нами двигает, — не кто иной, как рок.
На доску бытия нас для игры он ставит,
Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок.
Шахматные мотивы встречаем у многих писателей и поэтов: здесь и изображение игры возлюбленных, и повествование страстного увлечения героев шахматной игрой. Вспомним произведения Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Владимира Набокова («Защита Лужина»), Стефана Цвейга («Шахматная новелла»), Леонида Леонова («Деревянная королева») и многих других писателей. Большим любителем этой игры был Пушкин. В его библиотеке сохранились руководства Андре Филидора и Александра Петрова, шахматный журнал «Паламед» (выходивший в 1836 году). О шахматах поэт упоминает и в своих произведениях. Вот известная сцена игры Ольги Лариной и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин».
Уединяясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
В письме к жене Наталье Николаевне поэт писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после».
С тех пор как существует шахматная игра, многие выдающиеся писатели и поэты, музыканты и художники, ученые и философы, полководцы и общественные деятели посвящают ей часы досуга, что позволяет не только полнее представить круг их интересов, но и глубже раскрыть достоинства самой игры, характер ее влияния на человека, установить взаимо-связь с другими областями культуры.
И конечно же, стоит научиться играть в шахматы, чтобы познать красоту замечательных комбинаций со множеством жертв, красоту шахматного искусства! В жизни жертва чем-то дорогим во имя высокой цели воспринимается как образец прекрасного и благородного. Аналогичен источник эстетического восприятия и в шахматах, когда во имя победы или спасения от поражения жертвуются фигуры и пешки. Это еще раз подтверждает, что жизнь на шахматы похожа.
Многие часы досуга посвящали шахматам великие писатели Иван Тургенев и Лев Толстой. Знакомство Сергея Урусова — второго по силе шахматиста России и Льва Толстого, начавшееся в Севастополе, с годами переросло в дружбу. Писатель гордился успехами друга на шахматном поприще и под его влиянием сам проникся на всю жизнь любовью к этой игре. Посмотрим партию, которая обошла всю мировую печать: Урусов — Гиршфельд, Москва, 1866 г. Сицилианская защита: 1.e4 c5 2.Kf3 e6 3.d4 cd 4.K:d4 Kf6 5.Cd3 Cc5 6.Ce3 Фb6 7.Kb5 C:e3 8.fe a6 Черные, по-видимому, полагали, что осложнения после Ф:е3+ не в их пользу. 9.Kd4 Kc6 10.Kd2! K:d4 11.Kc4 Фc5 Если 11. … K:c2+, то 12.Ф:c2, затем на 12. … Фc5(c7) играют 13.e5 и 14.Kd6+. 12.ed Ф:d4 13.Kd2 Ф:b2 (Если 12. … Фe3+ 13.Kpf1) 14.c3 Фb6 15.Kc4 (за две пожертвованные пешки белые получили лучшее развитие и прочно владеют инициативой) 15. … Фc7 16.e5 Kd5 17.Kd6+ Kpe7 18.c4 Kb4 19.Ce4 f6 20.ef+ gf 21.Фg4 Kc2+
В случае 21. … Kp:d6, белые могли отвечать 22.Фg3+ и 23.Л d1+.22.C:c2 Фa5+ 23.Kpe2 Фe5+ 24.Ke4 f5 25.Фg5+ Kpf7 26.Лd1 d5 27.cd ed 28.Л:d5 и черные сдались.
Всем любителям шахмат хочется задать вопрос: «Какую часть времени вы отводите шахматной игре?» А у читателей газеты спросить: «Нашлось ли время для нашего конкурса: на каждую диаграмму по семь минут (опубликован 20 ноября)?» Нашли время и быстрее всех прислали ответы: Василий Пчелинцев, П. Грабовских, Никита Лобов, Максим Пуриков (г. Тюмень), Юрий Стерьхов (Заводоуковский р-н), Борис Сенькин (г. Заводоуковск). Победители получат сувениры от редакции газеты.
Посмотрите правильные решения: № 1/ 1.Лd6!; № 2/ 1.Kb6! № 3/ 1.Kpb2!; № 4/ 1.Kd5!! K:d5 2.C:h7+ Kph8 3.Ф:c7! и т. д.; № 5/ 1. … Ф:d1+!! 2.Kp:d1 fg+ 3.Kpd2 Лfd8+ 4.Cd5 Л:d5+, 1:0.
Сегодня предлагаем творчески поработать над этюдами художника шахмат Николая Россолимо, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году (родился в г. Киеве). Играть в шахматы будущего гроссмейстера научила мать, когда ему было семь лет. Но подлинный интерес он проявил во время «шахматной горячки», вызванной знаменитым турниром 1925 года. Начал Россолимо с «поэзии шахмат». Этюды Россолимо (№ 1–4) и партия Россолимо – Кастальди, 1947 г. (№ 5)
На любителей шахмат большое впечатление производит стиль побед Николая Россолимо. Он стремится не просто победить, а сделать это красиво, проявляя себя настоящим художником шахмат.
Автор статьи: Галина МИХАЙЛЕНКО
Рубрика: Спорт