Медиакарта
11:28 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Наши новости - о нашей жизни

Сегодня День российской печати, и я хотел бы поговорить с читателями об истории российской печати и в целом о журналистике. Как развиваются СМИ, в том числе и региональные, насколько они востребованы жителями и как происходит их форматирование в современных реалиях.

Российская печать насчитывает более 300 лет истории. Первая печатная газета была издана еще при Петре I. В ней в первую очередь публиковались царские манифесты, указы и распоряжения. Было место новостям и даже рекламе.

В провинции, как и в столице, издавались свои газеты. В Тобольске в 1789 году вышел первый номер журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Журнал был заявлен как ежемесячное издание тиражом в 300 экземпляров. Просуществовал он до 1791 года, и за этот период вышло 24 номера. Первая газета в Сибири вышла в 1857 году. Называлась она «Тобольские губернские ведомости». Согласно информации, ведомости делились на два отдела: со статьями для всеобщего по государству сведения и местный, состоящий из официальной и неофициальной информации. Газета выходила до 3 апреля 1918 года.

Параллельно с официальным изданием с 1890 года в Тобольске издается первая частная газета «Тобольский листок».

В период послереволюционных событий новой Советской власти требовалось проводить свою политику в массах. Печатных изданий становится еще больше.

Стоит заметить, что жители нашего региона были соавторами этих изданий. Они писали в газеты статьи и письма.

Потребность в печатном слове была велика. Крестьяне деревень хотели знать, что происходит в их колхозе, в соседнем и, конечно, в районном центре. Вначале появились стенгазеты в отдельных селах и лишь в начале 1932 года стала выходить районная газета «Колхозник». Позже ее переименовали в «Коммуну», а затем в «Уватские известия».

Как мы видим, районная газета существует в нашем районе почти 90 лет. Если она существует, значит, она нужна читателям. Конечно, развитие прогресса сказывается на ее тираже, на внешнем виде. В годы Великой Отечественной вой-ны тираж районной газеты «Коммуна» составлял 1 400 экземпляров. И это при том, что численность населения, как и сейчас, была около 20 тысяч жителей. В те годы кроме газет существовало лишь радио. На границе 60-70 годов прошлого века появилось в домах селян телевидение. Сейчас кроме этих трех ведущих СМИ прибавились электронные.

Более 10 лет назад в редакции было создано сетевое издание «Уватские известия». Оно представлено в социальных сетях: ВКонтакте, в «Одноклассниках» и других. На фоне цифровизации СМИ происходило сокращение тиража печатной газеты. Если раньше ее читали в каждой третьей семье, то сейчас - лишь в шестой. Но это никак не говорит, что жителям неинтересны местные новости или статьи, рассказывающие о земляках. Сегодня более пяти тысяч жителей района читают наши новости в социальных сетях. Особенно прибегают к электронной версии газеты молодежь и служащие учреждений. Их утро начинается с посещения наших групп.

Как я уже говорил, прогресс в современном обществе идет семимильными шагами. Многие люди для получения информации сейчас пользуются смартфонами. Находясь в общественном транспорте, жители читают последние новости в мире, стране и в нашем районе. Сегодня просматривается огромный информационный потенциал групп в Viber, WhatsApp. Есть группы по интересам, группы по учебе в классе и школе, группы по продаже недвижимости и автомобилей.

Если еще совсем недавно в печатных газетах давали объявления, поздравления. Сегодня мы поздравляем родных с днем рождения или с праздником очередной гифкой.

Время бежит стремительно. Но скажите, почему мы часто с ностальгией рассма триваем старые новогодние открытки, с трепетом перебираем вырезки статей из старых газет, рассказывающих о боевых и трудовых подвигах наших предков? Как сказал один из великих:«Рукописи не горят».

Печатные газеты останутся в нашей жизни и рассказывать они будут о нашей жизни.

Дорогие друзья! Уважаемые ветераны журналистики и печати!

Поздравляю вас с Днем российской печати. Понятие российской печати значительно расширилось. Наряду с печатными периодическими изданиями, такими как газеты и журналы, появились электронные СМИ. В работу творческих коллективов редакций вошел термин конвергентной журналистики. Главным продуктом работы корреспондента становится новость, которая подчас умещается в нескольких строках. Со страниц центральных газет ушли очерки о тружениках полей или сталеварах у мартеновской печи. Наиболее близкой и понятной для людей остается региональная пресса. Корреспонденты в статьях рассказывают о земляках, их жизненном и трудовом пути. Они пишут историю района в лицах.
Дорогие ветераны, вы внесли существенный свой вклад в развитие районной журналистики. Сегодня еще живы те, кто печатал нашу газету в районной типографии, кто помнит ручной набор и линотипную печатную машину.
Спасибо за ваш труд. Здоровья, семейного счастья и благополучия.

Автор: С уважением Валентин Поспелов, главный редактор газеты «Уватск