Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Перед началом Своего общественного служения Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи. После того как Господь вышел из воды, с неба на Него спустился Дух Божий в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Таким образом, в этом событии отмечается явление всей Пресвятой Троицы – Сын Божий крестится, Дух Святой нисходит в виде голубя, голос Отца свидетельствует о Сыне – поэтому этот праздник также называется Богоявлением.
Зачем же крестился Господь, ведь Он был безгрешен и не нуждался в очищении от грехов? Своим крещением Он «потопил в водах Иордана грехи всего мира» – Он взял на Себя грехи всего мира и «водами погребает человеческий грех». И в этом событии происходит также освящение всей водной стихии, которая была осквернена грехом первых людей и последующих поколений.
Многие люди приходят в этот день в храм, чтобы запастись на весь год великой святыней – Крещенской водой, агиасмой (в переводе с греческого – «освященная»). Известны бесчисленные примеры исцеления этой водой от, казалось бы, неисцеленных болезней. Но надо понимать, что хотя Крещенская вода и является великой святыней, но не может заменить собой более ценную святыню – Святое Причастие. Для многих людей употребление святой воды считается достаточным, и они забывают о Хлебе насущном, который является Телом и Кровью Христовым. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6, 53-56). Вот к этому Богообщению, к этому освящению и призваны все православные христиане.
Есть люди, которые отождествляют себя с православными, придя лишь на купание в проруби на Крещение, но этого недостаточно. Чтобы быть христианином, нужно стараться освящать свою душу, нужно участвовать в таинствах Церквных и бороться со своими грехами. Купание же в проруби или принятие агиасмы не сделает Бога для нас ближе. Употребив святую воду, мы употребляем лишь освященное вещество, а приняв Святое Причастие, мы принимаем в себя Самого Бога. И для человека Рай открывается уже здесь, на земле, а двери в этот Рай – двери Церкви, в таинствах которой человек и получает спасение.