В этом году праздник отмечали в будний день, да и эпидемиологические ограничения никто не отменял, поэтому людей было не так много. Однако большинство пришли сюда далеко не в первый раз.
Сначала служба. Планировали в одиннадцать, но начали минут на двадцать позже. Так часто бывает, тут сложно что-либо предугадать, потому что купания проходят на открытом воздухе в паре километров от города. В этом году две купели обустроили на берегу Тобола, ближе к Ялуторовску вниз по течению. Казаки, которые дежурят у прорубей, говорят – там, где они были в прошлый раз, сильно обмелело.
Ещё из новшеств – одна большая палатка на два отделения. Ну и как положено – всё вокруг украшено зелёными ёлочками. На улице двадцать четыре градуса мороза, чуть холодает, вторую смену в школах отменили. Не слишком многочисленный по понятным причинам крестный ход с хоругвями быстро спускается по восьми ступеням снежной береговой лестницы. В основном прихожане Сретенского собора, хотя уже подъезжают на машинах с ёмкостями для воды. Настоятель Андрей Завьялов служит великий чин освящения. На лёд допустили не более полусотни человек. Среди слушающих проповедь был и глава Ялуторовска Вячеслав Смелик. Для города это традиционное ежегодное событие, а подготовкой к нему занимаются в том числе и коммунальные предприятия.
Традиция, а не правило. В православном церковном календаре этот день называется Святым Богоявлением и Крещением Господа Бога, он относится к древнейшим праздникам христианства. Как говорится в тропаре на церковнославянском, «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение». Отсюда и чин освящения воды, и воспоминание о первом явлении Троицы. Впрочем, евангельские события двухтысячелетней давности в наших суровых условиях нашли отражение в народной традиции погружений в ледяную купель, которые, конечно, грехов не смывают, за этим нужно приходить на исповедь, а также приобщаться к другим церковным таинствам. Но так принято, люди привыкли, хотя никто никого и не заставляет.
– Погружаться в купель не обязательно, душа должна подсказать, – поясняет прихожанка Сретенского собора Вера, подошедшая к иордани. – Вот сегодня моя душа трепещет, поэтому задерживаюсь, хотя лет десять окунаюсь. Выходишь – такая лёгкость, хорошо становится! А муж не решается.
Так уж сложилось, что первыми в купель сразу после освящения всегда почему-то заходят мужчины.
Причт ещё не расходится, а хор сопровождает плеск воды распеванием тропаря. Наверное, интересно выглядит: выходишь прямо на хоругви. Кстати, крестятся троекратно почти все. По крайней мере, днём.
- Четыре года подряд прихожу, - улыбается подтянутый Максим. Он пока в одежде, ждёт приятеля, а потом и сам в палатку - и в купель. - Это и часть веры, и для здоровья полезно. Первый раз тяжело, дыхания не хватает, а потом привыкаешь.
С другой стороны, не стоит забывать, что далеко не каждый готов к крещенским купелям морально и физически, да ещё в присутствии других людей и особенно прессы. Всё-таки люди у нас большей частью скромные. Погружения в купели на Тоболе в Ялуторовске продолжались до полуночи девятнадцатого января. Всё это время на месте дежурили экстренные службы и казаки, а кое-кто из них и сам не преминул испытать на себе эти непередаваемые ощущения.