Медиакарта
19:37 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

И ангелы удивились…

И ангелы удивились…
16:24 | 06 декабря 2010
Источник:

Александр АНДРЕЕВ

Сергей СНИГИРЁВ (фото)

Сегодня, 4 декабря, православный мир отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Всё было предсказано пророками, но никто не мог до конца определить время пришествия Спасителя. И даже от ангелов была сокрыта эта тайна…

К тому времени второй иерусалимский храм утратил ковчег завета и «урим и туммим» (свет и совершенство), посредством которых первосвященник возвещал израильтянам волю Божию. Но, по пророку Аггею, именно этот храм должен воссиять славой, во много большей, чем первый, Соломонов. Прошло более 400 лет, а Ангел Завета не являлся, и слава второго храма угасала…

Бог избирает праведных Иоакима и Анну. От них происходит та «Жена», достойная принять и свято сохранить сокровенный замысел воплощения Божьего. Потому праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы особо почитается православными как начало реализации этого величайшего для всего человечества события. Своим вхождением во внутреннее святилище Богоотроковица положила начало приведения к Богу всех других сынов и дочерей человеческих.

Евреи всех первенцев посвящали Богу. Они воспитывались до зрелого возраста в притворах храма. Для постоянного служения принимались так называемые «назореи» (девушки и юноши, вдовы, старцы, давшие обет Богу, воздерживавшиеся от опьяняющих напитков и не брившие волос на голове и бороде). Назорейство было добровольным и, чаще всего, на определенный срок. Но иногда родители давали обет назорейства за своих детей. Так было и в истории с престарелыми Иоакимом и Анной.

Намерение их посвятить трехлетнюю Марию храму стало гласным в Иерусалиме. Собрались в этот день все их родные и знакомые с детьми, сверстницами Пресвятой Девы.

Кто более любит дитя, как не мать? Но Анна, вдохновенная Духом, как свидетельствует святая Церковь, Пречистую Приснодеву приводит в храм Божий с веселием. «Шествие было торжественно: все шли, имея в руках зажженные свечи; весь сонм провожающих пел псалмы и священные песни, и хоры Ангелов, в трепетном недоумении, сливали райские гласы с земным славословием Богу». Мать поставила Марию на первую ступень храма. Как пишет святой Димитрий Ростовский, она обратилась к Отроковице со словами: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто тебя даровал мне! Иди, киот освященный ко многомилостивому Владыке! Иди, дверь жизни, к милосердному Подателю благ! Иди, ковчег Слова, в храм Господень! Войди в церковь Божию, радость и веселие мира!»

Все присутствовавшие дивились, как Мария, еще младенец, с легкостью самостоятельно поднялась по довольно высоким ступеням. И ещё более недоумевали, когда первосвященник Захария взял Её за руки и ввел в Святая Святых, куда из всех людей имел право входить только он сам и только раз в году. Захария, нарушает старые заповеди и назначает это место для постоянных молитв Пресвятой Девы. Святой Феофилакт говорит об этом так: «Архиерей в то время, объятый Богом, был вне себя и разумел, что Отроковица эта есть вместилище Божественной благодати и более его самого достойна предстоять повсечасно лицу Божию».

Св. Иоанн Дамаскин замечает: «В храме Она так жила, что, будучи удалена от сообщества неблагонравных мужей и жен, представляла образец жизни лучшей и чистейшей в сравнении с прочими».

Эти подробности из земной жизни Пресвятой Богородицы вспоминают и рассказывают прихожанам сегодня настоятели всех церквей в своих проповедях. На Руси в этот день, так же, как и на Сретение Господне, принято приводить в храм детей. Дома рассказывать им о церкви и о различных библейских событиях.

В крестьянской среде праздник соотносили с изменениями в природе и погодными условиями, потому и обычаи, приметы увязывались с упрощенным понятием слова «введение»: «Введение пришло – зиму привело». Чаще всего именно в этот день происходят резкие перемены погоды. Примечали: если случится тепло – быть зимой длительным оттепелям; если мороз на Введение – все зимние праздники следует ожидать студеными.

В честь большого праздника постящимся на Введение разрешается на трапезе рыба. Хозяйки стряпают пироги, в Сибири неизменно рыбные. С давних времен на Руси, впрочем, как и в Европе, в этот день устраивались Введенские ярмарки. Первыми товарами на этих торгах всегда являлись сани, лубяные изделия, хлеб, овощи, фрукты, ягоды и орехи урожая этого года и, конечно же, всевозможные пироги да калачи.