Пандемия коронавируса во многом изменила нашу жизнь, заставила придерживаться санитарно-гигиенических правил, пристальнее следить за своим здоровьем и здоровьем близких людей. В какой-то степени она нас разобщила, правда, на смену прямым контактам пришли виртуальные, благо что интернет сейчас есть практически у всех, да и телефонные звонки никто не отменял. В нашей жизни появились такие понятия, как «самоизоляция», «удалёнка», «дистанционка».
Кому тяжелее всего оказалось в этой затянувшейся эпидемиологической ситуации, так это медицинским работникам, причём не только тем, кто лечит пациентов с ковидом, а абсолютно всем. На борьбу с коронавирусом были брошены значительные силы, из-за чего оголились остальные лечебные направления, и оставшимся на них врачам и медсёстрам приходится работать за двоих, а то и за троих.
Но сегодня мы хотим рассказать вам о врачах, которые работают в «красной зоне». Они – настоящие герои. И подвиг их, профессиональный и человеческий, складывается из ежедневной борьбы за ковидных больных – за их здоровье, за их жизнь.
Многих семей уже коснулась эта беда, многие справлялись по телефону о состоянии здоровья своих близких. В их числе была и я. И всегда в ответ слышали: «Моногоспиталь. Состоянием кого вы интересуетесь и кем ему приходитесь?» Врач на другом конце провода представляется и подробно с медицинскими выкладками рассказывает о состоянии больного. А ведь таких звонков за день может поступить до 200. Но в трубке всегда вежливые, приветливые голоса. Информирование родственников – это часть их работы. А во время врачебного обхода они непременно передают больным, что родственники о них беспокоятся, звонят, что дома у них всё хорошо. Эти сообщения поддерживают моральный дух больных людей.
Ежедневно врачи моногоспиталя, отправляясь в «красную зону», надевают «скафандры» и превращаются в космический отряд. Вот только десантируются они не на орбите, а в больничных палатах – терапевтических, реанимационных. И начинают борьбу с невидимым врагом. Хорошо, если в союзниках у них пациенты, настроенные на победу. Сложнее приходится, когда больной апатичен.
И вот я переступаю порог моногоспиталя, чтобы пообщаться с героями дня и рассказать об их нелёгкой работе тоболякам и жителям Тобольского района. Признаться, делаю это с опаской, хотя и допущена только в «зелёную» зону. Руководитель моноинфекционного госпиталя Тобольска Екатерина Каргаполова, видя мою нерешительность, подбодрила меня: «Поверьте, здесь более безопасно, нежели в подъезде, автобусе, магазине. Мы, например, соблюдая все санитарно-гигиенические правила, не заразились коронавирусной инфекцией, хотя каждый день имеем дело с этим вирусом». Она вспомнила, как в начале пандемии от них, врачей, работающих в «красной зоне» шарахались, как от прокажённых. Работали они вахтами, ночевали в специально отведённых для них гостиничных номерах, подолгу не видели родных. Но со временем режим работы их был пересмотрен. Стало понятно, что они в своих «скафандрах» более защищены от вируса, нежели, например, их коллеги, ведущие поликлинический приём или посещающие пациентов на дому, в распоряжении которых лишь маска да перчатки. Теперь они после смены спешат домой, к своим семьям.
на заметку
В настоящее время моногоспиталь располагается в двух зданиях – поликлиники в 7 «а» микрорайоне и инфекционной больницы, в которой в настоящее время размещается и руководство моногоспиталя.
Екатерина Каргаполова окончила Тюменскую медицинскую академию в 2007 году. По специальности она врач анастезиолог-реаниматолог. До пандемии заведовала отделением реанимации областной больницы №3. Вместе со своими коллегами, которые были брошены на борьбу с ковидом, она прошла учебные курсы. Руководит моногоспиталем, в котором находится порядка 140 больных – с ковидом и подозрением на него. Под её началом трудится большой медицинский коллектив – более 100 человек, из них 13 врачей. Вместе с коллегами-врачами проводит осмотр тяжёлых больных, после чего принимаются коллегиальные решения по их лечению. В ежедневном режиме консультируется по методам лечения тяжёлых больных с тюменскими коллегами.
– Хочу обратиться к землякам и сказать, что коронавирусная инфекция – это не миф, это суровая реальность, с которой нам всем пришлось столкнуться. Зачастую поступающие к нам пациенты до конца не верят, что у них ковид, пока это не подтвердится лабораторно. Чтобы защитить себя, надо соблюдать все меры предосторожности – обязательное ношение масок, обработка рук, минимально посещать общественные места, – говорит Екатерина Сергеевна.
Кому же верить, как не ей, человеку, находящемуся на передовой, ежедневно несущему смену по 12 часов. Признаётся, что летальные исходы тяжёлых больных болью отзываются в сердце. За время лечения, а это не один день, пациенты становятся врачам почти родными. Умирают в основном пожилые люди, чьи организмы ослаблены сопутствующими хроническими заболеваниями. Но за каждого пациента медики борются до конца. Большое значение здесь имеет не только правильно назначенное лечение, но и уход.
– Хотелось бы развеять ещё один миф, который бытует среди тоболяков, – вступил в разговор заведующий терапевтической службой моногоспиталя Николай Зайцев – правая рука руководителя и её первый помощник, – пациенты, находящиеся у нас на лечении, получают четырёхразовое питание. Лежачих больных кормят санитарки. Голодным никого не оставят. Пищу нам привозит организация, с которой заключён договор. Кормим больных в одноразовой посуде, да и санитарный уход они получают в полном объёме. Не всегда родственники могут обеспечить должный уход в домашних условиях, у нас же работает обученный младший медицинский персонал.
Оба говорят, что ничуть не жалеют о выбранной профессии, остаются верны клятве Гиппократа. А Зайцев ещё и комментирует сложившуюся ситуацию с философской подоплёкой: «Не мы выбираем время, а время выбирает нас. И оно нам дало вызов, который мы приняли».
Николай Олегович, как и его руководитель, – выпускник Тюменской медицинской академии, которую окончил в 2000 году по специальности «Лечебное дело», он – дипломированный врач-терапевт. До ковида работал в терапевтическом отделении областной больницы №3. С апреля прошлого года трудится в моногоспитале. И за это время неплохо изучил коварный вирус и знает, что от него ждать.
Как профессионал он советует пожилым людям не нарушать режим самоизоляции, пока в обществе не будет создан коллективный иммунитет, а мы к этому уже приближаемся, так как немало переболевших (по его словам, процентов 80 населения переносит это заболевание в лёгкой форме), да и вакцинация набирает обороты, всё больше тоболяков делает свой выбор в пользу вакцины. Особенно он предостерегает пожилых людей от общения в этот период с внуками, правнуками, которые либо переносят ковид на ногах, испытывая лёгкое недомогание, либо вообще бессимптомно, но при этом являются переносчиками. А для пожилого человека ковид может быть смертельно опасен.
В какое обмундирование облачается врач, прежде чем войти в «красную зону»? Нательное бельё, одноразовые бахилы, защитный костюм, респиратор, защитный колпак, ещё одни бахилы, перчатки, нарукавники, вторые перчатки, второй защитный колпак, защитные очки. Жарко, неудобно, чувствуешь себя неуклюже. И в этом «скафандре» приходится находиться по 12 часов. Но иначе нельзя. В данном случае риск был бы не оправдан.
Работающие в зоне риска Зайцев и Каргаполова получили вакцину от ковида в первых рядах. Оба понимают, что это не панацея, но привитый человек, даже если и заболеет, то легче перенесёт заболевание. А потому всем, у кого нет противопоказаний, советуют вакцинироваться.