(Продолжение очерка Анатолия Васильевича Давыдова. Нач. в №№ 8, 10, 12, 14, 16).
Нововведения в хозяйстве крестьян происходили медленно. Так с начала XIX столетия они начали применять для косовицы хлебных злаков косы-литовки, наряду с косами-горбушами. Несколько позднее к литовкам стали приделывать грабки, хотя в основном хлеб по-прежнему жали серпами.
1820 год вошёл в историю Викуловского района как начало строительства зданий из кирпича. Именно тогда бревенчатая церковь в слободе Викуловской при перестройке в третий раз была выложена из кирпича на известковом растворе. Тогда же викуловцы устроили второе приходское кладбище на Покровской гриве и построили там в 1834 г. Покровскую кладбищенскую церковь.
По восьмой ревизии населения, в 1834 г. в 57 населённых пунктах района числилось уже 9840 человек. Списки аккуратно переписанных жителей троекратно зачитывались на мирской сходке в каждой деревне.
Сельское хозяйство в первой половине XIX века
В Сибири идёт дальнейшее развитие животноводства и земледелия, в том числе и в нашей местности, ввиду большего применения несколько улучшенных орудий труда и большего спроса на сельскохозяйственное сырьё со стороны купцов и скупщиков.
На полях стали преобладать яровые хлебные растения, особенно овёс, пшеница. Система земледелия была переложная (залёжная) и трёхпольная; земли не удобрялись. Большинство крестьян рыхлило пашню всё ещё деревянными сохами с небольшими железными наконечниками, и только зажиточные крестьяне пахали землю сохами с железными сошниками. Выравнивали пашню самодельными деревянными боронами. Обмолот снопов производился обычно зимой на токах цепями и молотягами. Там же провеивали и лопатили.
Урожайность вспаханных полей была тогда низкой (сам 5-7), а целинных, недавно раскарчёванных – относительно высокой — сам 10-15. У большинства крестьян создавались излишки хлеба, и скупщики покупали его по очень низким ценам. Например, в 1840 г. пуд ржаной муки – за 19-28 копеек, пшеничной – за 31-45 копеек.
Большинство крестьян владело землёй по самозахвату, но в первой половине XIX века их стали наделять сельхозугодьями путём отвода младшими окружными землемерами по 20-25 десятин на мужскую душу. Сенокосы делились тогда редко, и люди заготавливали сено на одном и том же месте иногда десятки лет. В хозяйстве большинства «крепких» крестьян того периода содержалось по 3-5 лошадей, 3-4 коровы с молодняком,10-20 простых овец, свиней. Стало развиваться пчеловодство.
Расслоение крестьян на зажиточных и бедных происходило не только из-за разного числа детей, едоков и умения вести хозяйство, но из-за обмана одних другими. Зажиточные нередко недоплачивали за труд своим батракам, брали отданные взаймы деньги с высокой надбавкой. Основным же источником наживы и мошенничества была торговля.
Рост денежных сборов на земские и волостные дела, ремонт дорог, отмежевание земель переселенцам, произвол чиновников вызывал у крестьян губернии не только глухой ропот, недовольство, но и резкие протесты, например, в 1843 г.
Население района в середине XIX века
С увеличением численности населения района разукрупняется и обширный приход в Викуловской церкви. В 1844 г. открывается Челноковская церковь, в 1845 – Слободчиковая, в 1854 — Озернинская.
С открытием церквей деревни Челнокову, Слободчики, Озернинскую – стали называть сёлами. Перепись населения в 1856 г. подтверждает увеличение числа жителей в 55 селениях из 62, причём в Викулово, Заборке, Озерной, Ачимовой, Нововяткиной, Чернышовой, Боковой людей стало на 15-20 процентов больше, чем по предыдущей переписи 1834 г.
В 1854,1856, 1859 годах на реке Ишим были очень высокие паводки с затоплением селений в долине. Во время этих наводнений река Ишим спрямила русло по Верхнему лугу, при этом образовалась от старого русла весьма извилистая и длинная (28 км) Викуловская старица, и река отделила от основной части слободы до десятка усадеб (Кайгородовых, Прокопьевых, Чечеровых и других) на Шаньгином холме. Отрезанную рекой часть слободы стали называть «загород».
(Продолжение следует).
Подготовила Татьяна СУХОВА