(Продолжаем публикацию очерка Анатолия Васильевича Давыдова. Нач. в №№ 8, 10, 12, 14, 16, 20).
Управление, просвещение и здравоохранение
В середине XIX века Тобольской губернией по-прежнему правил гражданский губернатор с правлением казённой палатой, приказами и врачебной управой. Аппарат управления округом был в те годы небольшим: окружной начальник, земский суд, окружное казначейство, духовное правление. В этих четырёх основных учреждениях службу вели заседатели, столоначальники, журналисты, бухгалтеры. Кроме того, было два землемера, один окружной врач, соляной и винный приставы.
Бывшие комиссарства в середине века стали называться участками. Так, в 1-й участок Ишимского округа с центром в селе Абатском входили волости: Абатская, Челноковская, Готопутовская. Во 2-й участок Тарского округа с центром в с. Викулово входили Викуловская, Каргалинская и Слободчиковская волости. Участки возглавляли участковые заседатели земского суда. Судебно-правовую работу в округах возглавлял окружной судья и стряпчий (прокурор). Волостями по-прежнему правили выборные волостные старейшины, но из-за их безграмотности и неактивности часто волосной писарь играл большую роль в управлении делами волости. В деревнях избирался сельский староста, обычно из «башковитых», «пробойных» крестьян.
В 1862 году в Викулово была открыта впервые в районе государственная школа — мужское сельское училище.
Среди неграмотного населения Приишимья в середине XIX века по-прежнему лечили знахари. Лишь немногие викуловцы отвозили тогда тяжелобольных в Тобольскую и Ишимскую больницы, пользовались лекарствами по рецептам докторов из губернского центра. В то же время губернская врачебная управа добилась значительных успехов в борьбе с оспой путём оспопрививок. В городе Ишиме тогда много лет врачевал один штаблекарь (старший врач) С.Е.Садовников. В Викулово же в 50-60-е годы XIX века не было даже лекарских учеников (то есть медсестёр), не говоря уже о подлекаре (фельдшере).
В 1857-60 годах умирало ежегодно из каждой тысячи населения Викуловской волости 42,7 человека, Каргалинской – 31,6, Готопутовской – 54,8. Взрослые умирали больше от чахотки, тифа, аппендицита, дифтерии, женщины, кроме того, при родах. Среди умерших дети до одного года составляли 50-60 процентов. Священники записывали тогда в метрических книгах среди причин смерти особенно часто «родимец»и «горячку». К воспалению же (горячке) приводили многие и весьма различные заболевания.
Из-за привязанности к своему хозяйству, земле из-за нужды, безграмотности и плохого транспорта население района было в большинстве своём оседлым. Ходили по району и за его пределы ссыльные, ездили ямщики, купцы. Многие же крестьяне только по праздникам навещали родственников да церковь, они часто не знали деревень своей волости.
Нравственные пороки населения того времени в районе усугубляло общее невежество, отсутствие образования, школ и других учреждений культуры. Односельчане хорошо знали друг друга, обычно приветствовали при встречах. Серьёзные преступления – воровство, конокрадство, зажигательство по мести или злобе — случались ежегодно по несколько раз, убийства же были редким явлением. Большинство преступлений совершалось ссыльными бродягами, привыкшими к попрошайничеству, разврату, лени. Ссыльные преступники середины XIX века отрицательно влияли на население, которое, по свидетельству историков того времени, «легко увлекалось всякого рода страстями и пороками, из коих самый главный – пьянство».
(Продолжение следует).
Подготовила Татьяна СУХОВА