Медиакарта
0:30 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Босоногое детство…

09:00 | 20 марта 2021
Источник: Красная звезда

Там, где начинается село, улицы К.Маркса и Береговая образуют угол. Нас, послевоенных ребятишек, жило в этом углу много. У крутояра стоял домик, где жила Таня Квашнина, через дорогу – Таня Воложанина…

   Среди пятистенных домов выделялись два двухэтажных, бывших купеческих дома. В угловом «красном доме» было четыре коммунальных комнаты. В одной из комнат на первом этаже проживала семья Ефременко с двумя девочками Раей и Олей. На втором этаже жили Батьяновы Володя и маленький Валера. Во втором двухэтажном доме на втором этаже размещался ЗАГС, а на первом жили Помешкины с девочкой Аней, Аля Каренгина с мамой. У тёти Поли Лепехиной снимали квартиру Ерошкины. В семье подрастали мальчишки Володя и Юра.  

    Дальше стоял дом, где жили Катя Лаптева и Мурашовы. По улице Береговой № 1 в «казённом» (сейчас бы сказали муниципальном) доме жили Бобровы с дочкой Галей, Гладенюки с двумя девочками Таней и Надей. Через дорогу жили Квашнины. В семье росла Вера. Далее жила Эльстин Оля. В доме № 5 проживала семья Андрияновых, где, кроме старших, воспитывались двое мальчиков Саша и Володя. Володя был небольшого роста, и все его звали Малый. Дальше в одной половине пятистенного дома жили Санниковы – тётя Тоня с сыном Сашей. Мальчик хорошо пел, и бабушки, сидя на лавочке, часто просили его спеть.

    Далее перед поворотом улицы в избушке жила тётя Маша Жукова с четырьмя детьми. Старший Толя, 1945 года рождения, рано пошёл работать. Уже после пятого класса всё лето пас коров, помогая маме растить Валю, Надю, Тому.

Некоторое время проживали в нашем углу семьи Бреевых с сыном Владиком, Эйхгорн с сыном Витей, семья Чернички с сыном Мишей.

   Драк между собой не было – жили дружно. Зимой мерили сугробы на огородах. Строили блиндажи. Но самым любимым занятием было катание на самодельных санках. Когда были дошколятами, то все дни проводили на горе, а когда пошли в школу – собирались по воскресеньям, только шум стоял. Связывали несколько санок друг за другом и катались. Последние санки наезжали на передние, и тогда все летели в сугроб. В школу, в начальных классах, мы не ходили, когда на улице было -40, но на горе всё равно катались. Когда учились в средних классах, то уже ходили кататься к Шаньгину бугру.

   Осенью рыбаки прорубали просеки в зарослях, чтобы в половодье ставить сети, а мы с этих просек неслись в санках. Неслись так, что свистело в ушах! На кочках подбрасывало, и санки докатывались до противоположного берега.

   Весной, в Пасху, родители ставили на огороде козлы с матицей, привязывали на толстых верёвках или на цепях доску, и мы, ребятня, качались. Иногда верёвки не выдерживали, тогда все падали в «кучу-малу». Огороды постепенно подсыхали, и мы играли в лапту. К нам приходили мальчишки с соседней улицы: Володя Белых, Юра Кузнецов, Валера Кайгородов и другие.

    Летом мальчишки играли в футбол, а мы, девчонки, в кислый круг, классики. Собирали цветные осколки – это было богатство. Одно лето играли все в двенадцать палочек – эту игру нам показал дядя Стёпа Ефременко. Центром была ограда «красного дома» -- большая с двумя выходами. А ещё мы строили на берегу Ишима шалаши, это была партизанская база, и играли в войну. Вечерами собирались у кого-нибудь на лавочке и играли в красочки. Напротив сада инвалидов на дороге (около церкви был когда-то яблоневый сад) играли в цепи кованые.

    В жаркие дни купались в речке, где играли в баши, ныряли, наперегонки переплывали Ишим, строили крепости из песка. Когда было ненастье, где-нибудь под навесом играли в куклы. Куколок, под руководством Али Каренгиной, шили сами из тряпок, вырезали из картона. Платьями для них служили лоскутки и бумажные фантики. Мастерили из картонных коробок домики с мебелью. А мальчишки в это время пилили, строгали доски, делали автоматы, пистолеты, городки. После дождя бегали босиком. Вода в лужах была тёплая. Летом в основном все бегали босиком.

   Кроме игр, у нас были обязанности. Весной и летом огород: прополоть грядки, окучить картошку, полить. Наносить воды из реки в бочки, чтобы они не рассохлись, потому что были деревянные. А когда начинался сенокос, тут все ребятишки в поле. Когда были поменьше, то возили копны, потом вручали грабли, а где-то в классе 7-8-м вручали литовку, и мы косили. Сначала неумело. А потом наравне со взрослыми. В то время в каждом дворе была корова – кормилица. Косили много, потому что  половину сена надо было отдать в колхоз. Зимой нашей обязанностью было сгонять коров на водопой, наносить дров к печам. В каждом доме была русская печь. В ней варили, пекли хлеб. На ней зимой отогревались. Чистили снег.

   По-разному сложилась жизнь. Кто-то уехал из села навсегда, и след его затерялся.

   Саша Санников в подростковом возрасте уехал на Алтай. Братья Ерошкины, Катя Лаптева, Витя Эйхгорн уехали, будучи школьниками начальных классов.

Таня Квашнина окончила сельхозтехникум и работала бухгалтером в Викулово. Рая Ефременко (Ломакина) была продавцом, её сестра Оля Лебедева  работала на машиносчётной станции. Таня Воложанина окончила институт и в начале 90-х работала инженером-строителем в ПМК. Володя Батьянов уехал в Уфу. Работал водителем КАМАЗа. Аня Помешкина работала на стройке в Викулово. Аля Каренгина после окончания пединститута преподавала в Тюмени. Владислав Бреев какое-то время был главным инженером совхоза «Калининский». Саша Андриянов и Володя Белых окончили Тюменский индустриальный институт и связали свою жизнь с Севером. Ольга Эльстин после окончания радиотехнического училища живёт в Кемерово. Галя Боброва окончила авиационный техникум и долго работала в Ташкенте. В настоящее время живёт в Омске. Таня Гладенюк, после окончания педучилища, всю жизнь проработала в Абатском районе. Надя Гладенюк (Пастухова) после окончания медучилища до 63 лет работала медсестрой в Ермаках. Юра Кузнецов долгое время работал на нефтяных промыслах Тюменского севера. Валя Жукова окончила Ленинградский финансовый институт, долгое время возглавляла районный финансовый отдел, в 90-х налоговую инспекцию. Я после окончания института двадцать лет отработала в Казахстане. В начале 1991 года вернулась на малую родину. В Казахстане мне часто снилась наша река, где мы купались, рыбачили с моста.

   Кого-то уже нет в живых… Нас из той ватаги осталось трое, живших у того угла, – Таня Квашнина (Ендовицкая), Валя Жукова (Рыжук), Вера Квашнина (Компанцева).

   Сейчас, когда иду по заснеженным улицам, удивляюсь: никто не роет сугробы, не строит крепостей, не катается на санках. Наша гора заросла бурьяном. Летом никто не играет в лапту, городки. Наступило время наших внуков и правнуков.

Вера КВАШНИНА (Компанцева), с. Викулово