Медиакарта
16:06 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспоминания о кровавых событиях истории вызывают боль и скорбь

13:55 | 31 марта 2021
Источник: Слава труду

Продолжение. Начало в № 18 от 3 марта        

Из воспоминаний Татьяны Никифоровны Пальяновой из села Малиновки о событиях 1921 года:

«Полегли люди в восстании 1921 года и на Малиновской земле. Это историческое событие на нашей территории тяжёлое и страшное. Люди настолько были запуганы, что на многие годы в дальнейшем просто замалчивали, боялись об этом рассказывать.

 

Убивали противодействующие стороны друг друга жестоко и беспощадно.

 

Вот только один пример: бандиты арестовывали людей, увозили на поле к пожарной вышке, их избивали, обессилевших затаскивали наверх высоченной вышки и оттуда ударами сбрасывали вниз.

 

Трупы убитых валялись по лесам. Охотники неоднократно находили кости, черепа человеческие по тайге.

 

Жители Малиновки собрали убиенных и захоронили в братских могилах. Одна могила примерно в двух километрах от села. Она была огорожена жердями. Другая могила в четырёх километрах от Малиновки возле узкоколейки.

 

В 1955 году учитель школы Георгий Фролович Решетников со своими учениками по инициативе председателя сельского совета Фёдора Демидовича Потапова сделали из дерева памятник на могиле возле узкоколейки. На вершине памятника прикрепили звезду и покрасили в красный цвет. Могилу загородили штакетной изгородью.

 

В 50-60 годы за могилой ухаживали. Проезжая мимо памятника, машинист дизельного мотовоза производил сигналы в память о погибших людях. Эти гудки были слышны в Малиновке.

 

Сегодня могилы заросли и забыты».

Из воспоминаний старожила села Слободчики Фёдора Дмитриевича Сафрыгина о крестьянском восстании 1921 года:

«В Гражданскую войну положение в стране было тяжёлое. Голод. Надо было кормить армию, города. Пропитание обеспечивали крестьяне. Со временем и их запасы были исчерпаны. Правительство вновь и вновь просило хлеба. По деревням ходили продовольственные отряды, описывали и забирали хлеб, скотину у крестьян.

 

У нас в Слободчиках мужики в складчину срубили хороший, крепкий амбар на отставе, подальше от дворов, чтобы в случае пожара не пострадал. В нём они хранили общественный неприкасаемый запас семенного зерна, подстраховывались, мало ли что.

 

Продотрядовцы всё из него выгребли. По дворам ходили, описывали всё, что можно взять, и забирали. Даже по деревне действовала специальная бригада, члены которой стригли в хозяйствах крестьян всех овец, шубы, тулупы. Мужики пытались прятать зерно. Волнений среди крестьян против новой власти, коммунистов, было всё больше. В деревне стали появляться заезжие люди. Ночами они встречались с крестьянами, кто больше был возмущён действиями продработников. В результате чего четверо наших мужиков объединились в бандитскую группу, они ночами промышляли, убивали сторонников советской власти, расправлялись со свидетелями бесчинств, участвовали в убийстве коммунистов на болоте у деревни Балаганы. Они убили мужа Прасковьи Севастьяновны Ялуниной. Иван Тимофеевич Подсолнухов видел это, потом скрывался неделю в лесу, боялся их.

 

Приехал в Совет верхом на коне нарочный. Привёз какие-то донесения. Они этого паренька стащили с коня, схватили и увезли к речке Филиповке. Там насмерть затоптали его в кочках, прямо в грязь.

 

Малиновский мужик ехал по деревне. Они его остановили у торговой лавки, пытали, а потом увезли на конопляник и убили. Андрей Егорович Соколов был писарем, скрывал о том, что творилось.

 

Коммунистов по деревням собирали и запирали в подвале под каменным магазином в Аромашево. Потом связывали по два человека спинами друг к другу и увозили. Надо было везти в центр в Северо-Плетнёво, а не довозили, ближе Балаган на поле и убивали.

 

В деревне Талово жил Смолёнок. У него была палка с пикой на одном конце, он этой палкой добивал людей, снимал с них добрую одежду, обувь, свешивал на эту палку награбленное добро и тащил в свою деревню.

 

Красноармейцы убивали крестьян. Убитых было очень много. Хоронить их не давали. Шёл снег. Тела запорошило снегом.

 

Когда красноармейцы разогнали восставших крестьян, было организовано захоронение погибших. Их начали собирать по полям и лесам. Люди, собиравшие трупы, увидели душераздирающую картину: под лучами солнца снег начал подтаивать, снежное поле было всё в чёрных буграх из человеческих тел убиенных. Тела погибших свезли в Аромашевскую церковь. Могилу для захоронений копали недалеко от неё. Женщины из Слободчиков тоже были отправлены для копки могилы. Одна из них Варвара Григорьевна Порываева говорила, что яму выкопали очень огромную. Копальщиков и церковь охраняли солдаты. Слободчиковские крестьянки пришли к церкви: хотели опознать своих родных, убедиться, есть ли среди убитых их мужья, но красноармейцы не пустили.

 

Всё же не все погибшие были собраны и преданы земле. Спустя несколько лет после этих трагических событий, охотники находили в лесах человеческие кости. На Поповом лугу ближе к Гоголевке однажды они наткнулись на множество костей и пять человеческих черепов среди огромных берёз и тут же напротив кучу гильз от боевых патронов. Подобные примеры озвучивались неоднократно очевидцами, проживавшими в наших деревнях.

 

После подавления мятежа, некоторые крестьяне с атаманом Сикаченко ушли в леса: одно время они скрывались на Займище (болото) за Власовой лягой. Там за Бёрдовым колодцем на острове они срубили избушку в три ряда над землёй, ниже яма. Украли у Сафрыгиных и Горловых избушки и к себе перевезли. Избушек в те времена в лесах было полно. Лошади у них были. Их надо кормить. Они сено давай тащить. Их увидели. Потом они быстрёхонько убрались оттуда, дальше в леса сбежали».

Воспоминания Ф.Д. Сафрыгина записала Н.П. Филёва в 1986 году.

В каждом рассказе, воспоминании чёрной нитью тянется трагедия наших дедов, прадедов.

Кто-то вспоминает, как его отца, спрятавшегося под лодкой, запороли вилами. Кто-то – как четырёх убегающих крестьян из Валгино настигли пули красноармейцев. Кого-то – как живьём утопили в проруби, сбросили колодец… Сотни погибших. Сотни детей остались без отцов, сотни семей потеряли кормильцев, сотни униженных людей с израненной душой на многие годы.

Автор: Нина ФИЛЁВА, с. Слободчики