Медиакарта
16:35 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Скромная героиня тыла,

11:40 | 29 апреля 2021

чей труд и подвиг будут помнить правнуки и внуки, живёт в деревне Загваздиной

Девяносто лет исполнилось в апреле старейшей жительнице Загваздинского поселения, труженице тыла Марии Федотовне Загваздиной.

По такому случаю в дом виновницы торжества, конечно, с соблюдением необходимых ограничительных мер в связи с пандемией, потянулись гости, в основном официальные лица. Самодеятельные артисты из Загваздинского клуба приехали к юбилярше с концертной программой. От души попела и сама именинница. Когда-то в молодые годы голосок Маруси звенел на семейных и деревенских вечёрках, а её незабвенный сокол Алексей, с которым прожили вместе 69 лет, подыгрывал на гармони.

С почётной миссией поздравить труженицу тыла и вручить поздравление ко Дню Победы и подарок от губернатора области заглянула на днях делегация из администрации сельского поселения – глава Надежда Жаркенова, участковый специалист по соцработе Ильнара Казымова и председатель совета ветеранов Гульчачак Чеботаева. А тут ещё и наша команда подъехала – впору заволноваться. Но бабушка Маруся не стушевалась, к тому же участница трудового фронта оказалась хорошей рассказчицей. Вот и ещё одна история, которая поведала нам о том, как они, ребятишки, в чьё детство ворвалась страшная война, жили. Как приближали Победу, чем жертвовали и на что надеялись. И как не переставали верить, находить маленькие радости и большое счастье…

В большой крестьянской семье Федота и Анны Загваздиных появились на свет девятеро ребятишек. Но из-за болезней многие умерли в младенчестве, выжили лишь четверо. Отец Маруси Федот Фёдорович работал в колхозе, незадолго до войны был назначен председателем. Мать Анна Елихверовна ухаживала за телятами. Когда-то её родители с детьми, уроженцы Киева, в поисках работы дошли до сибирской деревушки, где и обосновались. Работящая, привычная, как и муж, к крестьянскому труду, Анна и своих детишек с малолетства приучала к этому. Ещё до школы маленькая Маруся бегала на подмогу матери, помнит, как неокрепшими ручонками таскала воду с речки.

В девять лет девчушка пошла в школу. Училась в Загваздинской начальной школе. В 41-м узнали, что такое настоящее горе. Отца призвали на фронт в самом начале войны. Он уехал на коне и попал в конную кавалерию. В конце года, когда враг стоял у стен Москвы, пришло извещение, что глава семьи погиб в тех кровопролитных боях.

… Его солдатскую фотографию семья погибшего фронтовика все эти годы хранит как зеницу ока. В трудные минуты старались обратиться к нему – за поддержкой и духовной опорой.

– В войну каждая семья натерпелась, пережили всякое, – вспоминает Мария Федотовна. – Нас, десятилетних ребятишек, после уроков отправляли полоть осот, собирали по полям стерню, колоски. Навоз на поля вывозили. Старшие запрягут лошадей, а мы, ребятня, везём. Помню, что ходили по домам, собирали золу. В 4-м классе, мне шёл тогда 14-й год, нас собрали 14 человек и отправили на дальний сенокос. Там и жили в избушке, косу отбивать просили дедушку. Комары, гнус, пауты набьются в котелок с похлёбкой. Голод не тётка, соберёшь ложкой и уплетаешь… И дрова рубить, и пилить тогда научились.

На трудодни нам давали зерном. Мама нагребёт в мешочек: «Иди, Маруся, на мельницу», она в деревне Якимовке находилась. Помню, дедушка Иван намелет муки, радости сколько было!

Есть тогда тоже особо нечего было. Ладно, у кого есть картошка. А ведь ещё нужно было сдать государству молоко, шкуру свиней и овец, яйца, и норма была для каждой семьи, попробуй не уложись. Вот и приходилось менять, скажем, шкуру на яйца. Но понимали, что это надо фронту, вечерами вместе со взрослыми вязали варежки и носки для отправки в армию.

Мама наша, Анна Елихверовна, была святым человеком. Помню, в тяжёлые годы постучатся к нам незнакомые люди, попросят что-нибудь поесть. У самих на столе чугунок с картошкой, и нас четверо, а мама привечала каждого, садила, делилась последним. Таким гостеприимным человеком оставалась до последних дней.

– А что считалось тогда лакомством? – спрашиваю у ветерана войны.

– Ой, наработаешься, домой придёшь и думаешь, как бы сухарик хлебушка раздобыть, ешь, и как будто ничего вкуснее нет…

– Я отучилась четыре года в Загваздиной. А дальше пришлось учиться в Абалакской семилетке, – вспоминает Мария Федотовна. – Ходили на учёбу пешком. Кто нас будет возить? Уроки учили при свете лампы. Я до учёбы охочая была. Уже оканчивала 7-й класс и с подружками хотела идти учиться в библиотечный техникум. Но на библиотекаря не получилось, отправилась в зоответтехникум. Нас отправили на работу в учхоз, намёрзлись там, попростывали. А мама говорит: «Ты, Манька, дома живи, нам легче будет».

И я вернулась. Меня в колхозе поставили счетоводом, потом учиться отправили. Полгода проработала. Это уже после войны было. Юность нагрянула, на горизонте женихи замаячили. Завидным парнем был Алексей Загваздин, он работал трактористом, и увёз меня в деревню Белкину.

День Победы, как и у всех, был полон слёз. Радовались, что дождались этого дня, и горевали, вспоминая о погибшем отце. Война стала забываться, но работы меньше не стало. После замужества Мария Загваздина выучилась по специальности «льноводство». Отработала несколько лет, всю технологию выращивания этой культуры помнит до сих пор. Как мяли лён, чистили, завязывали и молотили ручными молотилками. О том, как доставался лён, сейчас напоминают скрученные, постоянно ноющие пальцы и руки. А сколько километров было исхожено по полям – и не подсчитать.

Когда пошли один за другим ребятишки, молодая женщина ушла телятницей. Супруги жили дружно, со всеми делами управлялись вместе. Воспитали троих детей, и везде успевали: и по хозяйству, и на огороде, и на работе были в почёте. На пенсию Мария Федотовна ушла, отработав ещё несколько лет в Загваздинском садике, где была и за нянечку, и трудилась поваром, очень уж любила детишек.

Когда народились свои внуки, бабушка Маруся была на седьмом небе от счастья. Старшую Наташу пестовала почти с самого рождения. Не потому ли, Наталья Николаевна, став мамой, свою первую дочку назвала Машенькой?! На склоне лет всю теплоту и нежность материнского сердца Мария Федотовна вложила в своих внуков, в душе мечтая, чтобы они выросли умными и хорошими людьми. Семейные гены дали о себе знать, три внучки окончили институты с красным дипломом. Счастливая бабуля с гордостью и любовью рассказывает о своих правнуках, которых у неё 13. Ей довелось стать прабабушкой, разве это не счастье!

В свои 90 лет бабушка Маруся ещё полна оптимизма и жизнелюбия. Вовсю готовится к весенней посевной, вместе с живущей с ней младшей дочерью-инвалидом собственноручно распикировала рассаду томатов, и, глядя на буйную зелень, кажется, и сама воспряла духом. «Копальщик-то из меня будет не очень, а вот рыхлить и полоть ещё могу», – улыбается она. Словно между делом, юбилярша вытащила из шкафчика награды за трудовую жизнь: пусть внуки и правнуки знают, что их предки умели трудиться и защищать мир на земле.

Автор: Клара КУТУМОВА, Тимур КАРЫМОВ (фото)