Церковь Рождества Христова в Кугаевой – исчезающий памятник православной архитектуры, расположенный в 27 километрах от Тобольска на север по Старому Уватскому тракту. В интернете можно найти множество исторических справок об этом удивительном аутентичном маяке для православных верующих. На протяжении чуть менее трёх столетий сюда съезжались жители со всей близлежащих деревень, и в конце XIX века численность прихожан достигала более 4 тысяч человек.
Высокую, несломленную годами и невзгодами красавицу увидели издалека. Церковь стояла в обрамлении последних уцелевших стражей – сосен, которые раньше высились за давно разрушенной каменной оградой.
Второе, что бросилось в глаза, – обезглавленные купола: кресты своротили большевики в 1937 году. Говорят, с этого момента началось «изъятие ценностей», когда сами селяне уносили из церкви иконы…
В начало. Тем не менее снаружи церковь выглядит ухоженной: на первом этаже на окнах в рамах стоят стёкла, каменная кладка стен – без вандальных граффити, входная дверь плотно закрыта. В интернете пишут, что есть энтузиасты, которые по воле сердца присматривают за зданием. Они регулярно устраивают субботники, убирают прилежащую территорию, положили на пол церкви деревянные доски вместо украденных чугунных плит с геометрическим орнаментом. Возле алтаря эти плиты образовывали цветок лилии, которая в христианской религии символизирует Богородицу, чистоту и скромность. К сожалению, воочию увидеть эту красоту нам уже не удастся.
Однако мы убедились, что здание церкви действительно находится в надёжных руках. Мы подготовились к поездке и узнали, что ключи находятся у одного из трёх братьев Чарковых. Их негласно считают хранителями церкви. Игорь, Владимир и Александр – последние проживающие в Кугаевой коренные жители. Их дома находятся у самой церкви, поэтому Владимир сразу вышел к дороге, как только увидел нашу притормозившую машину. Неразговорчивый, высокий, крепкий, с будто выточенным из камня лицом, он сразу произвёл впечатление молчаливого верного стража.
Без лишних расспросов вынес ключи и повёл нас к церкви. По пути рассказал, что туристы и такие любители старины, как мы, иногда наведываются в эти места. С начала года наберётся с десяток гостей. Владимир не покидал нас на протяжении всего нашего обхода, внимательно следил, чтобы мы ничего, включая себя, не сломали, не испортили. Иногда отвечал на вопросы.
Вглубь. На земляном полу церкви заботливо уложены деревянные мостки, которые ведут к месту бывшего алтаря. На подоконниках стоят репродукции и цветные фотографии икон. У каждого образа – недавно отгоревшие восковые свечи. Спрашиваем у нашего проводника: «Откуда они?» Отвечает: «Люди приносят, молятся».
Сам свечу он никогда здесь не ставил – неверующий. Вообще Чарковы – не крещёные, но с уважением относятся к религии, церкви и всему, что связано с родной деревней. В город уезжать не собираются, ведут уединённый образ жизни.
Тем временем мы рассматриваем настенные росписи, создание которых относят к началу XIX века.
На западной стене изображён Страшный суд. Высота изображения – около трёх метров, во многих местах краска стёрлась, но ключевые сюжеты ещё можно разглядеть. Историк Евгений Панишев пишет, что справа художник написал грешников, идущих в ад, а слева – праведников, которых вед`т в резной терем «Рай» апостол Петр. Интересно, что в ад помещены цари, вельможи и митрополиты, а в рай идут простые люди. И фреску с такими персонажами пропустила местная цензура!
Себя на изображении художник тоже разместил, прикованным к столбу между раем и адом, как «милостливого блудника», у которого злых и добрых дел оказалось поровну. Зимой 1830 года посетивший Кугаеву историк Пётр Андреевич Словцов, осматривая фреску, заметил: «К стыду нашему должно согласиться, что грозная кисть материализма едва ли не действительнее кроткого Евангельского голоса, для многих порядочных людей».
Ещё одна грандиозная роспись расположена под церковным сводом. На ней изображён Господь Бог, с огромной высоты наблюдающий за всем происходящим…пустыми глазницами. То ли в советские времена нарисованные глаза облили извёсткой, то ли затёрли, однако сейчас от вида фрески по коже пробегают мурашки…
Наверх. На выходе из церкви замечаем узкий проход в стене. Выясняем, что это путь на звонницу.
Каменная лестница – местами с обвалившимися ступеньками и очень узкая: еле помещается один человек. Уже на самой крыше неожиданно обрывается из-за полного разрушения, подъём дальше – по уложенным деревянным доскам. Преодолев это препятствие, оказываемся в звоннице, пол которой выложен деревянным настилом. Какой живописный, панорамный вид на соседний купол открывается с этого ракурса! У ног расстилается всё село и территория далеко за ним, с полями, лесами и постройками.
Вниз. С тоской покидаем это место силы. Оно ещё раз напоминает, что ничто не вечно и за самым большим успехом приходит время упадка. К сожалению, памятник архитектуры не получает финансовой поддержки для возрождения, и его ждёт печальная участь.
Пока ещё вы можете посетить церковь и посмотреть на уникальные артефакты – наследство наших славных предков. Летом путешествие может стать еще интереснее, поскольку во время разлива реки добраться сюда можно на лодке. Воспользуйтесь этой возможностью, не пожалеете.