Глава пятая. «Петь и играть не только самим, но и учить других»
(Начало истории в №№ 31, 33, 42, 43).
Ансамбль – это люди. «Романтики» -- это много людей. К «Романтикам» всегда шли те, кто неравнодушен к музыке, кто жил ею. Люди играли и в ансамбле, и создавали параллельные какие-то проекты. До девяностых годов приходило больше парней, после – в основном девчата, -- вспоминает Сергей Лощаков. Ни для кого из них прекрасный и полезный опыт общения с коллективом не прошёл даром… По крайней мере, многие так говорят.
Как уже писала в предыдущих главах, состав ансамбля постоянно менялся: кто-то ехал на учёбу, кто-то в армию, кто-то ещё куда-то по делам. Никто из «музыкальной» молодёжи мимо «Романтиков» не проходил. Некоторые задерживались на несколько лет, кто-то проносился, как вихрь, только по концертам.
-- Все уезжали-приезжали, а Юрий Горбунов был всегда. Островок стабильности. Душа коллектива, -- говорит Сергей Лощаков.
Вспоминает Сергей Анатольевич и 1976 год. А точнее – концерт в городе Ишиме. А если ещё точнее – как привозил с собой с учёбы друга Гошу Зайцева, и тот участвовал с «Романтиками» в концертах.
-- Певец замечательный! – восхищается Сергей Лощаков. – Круто было! Ревели, как черти!
Вот так – вроде пролетел, как вихрь, по нескольким концертам, а сколько хорошего в душе оставил друг из Салехарда…
В более зрелые годы, в девяностые, Сергею Лощакову было интересно посещать разные мероприятия, чтобы найти молодых талантливых людей. Так, к примеру, на одном из КВНов он отметил музыкальные способности Веры Павловской, она стала участницей «Романтиков». В 1994 году родилась идея сделать песенный фестиваль…
Газета «Красная звезда», 1994 год, № 34, статья «Ля-ля-фа», автор Сергей Лощаков:
«…фестиваль своего рода экспериментальный, вызвавший много споров и в то же время обнадёживающий в удачном выборе формы работы с молодыми исполнителями.
Основной стержень здесь – одинаковые условия для выступающих в части музыкального сопровождения, когда решающую роль играют только голос, манера поведения на сцене, умение чувствовать песню и, в определённой степени, сценический костюм. Эти одинаковые условия создавались в музыкальной студии ВИА «Романтики» с помощью прекрасного инструмента американской фирмы «Энсоник», использующего в себе возможности компьютера со специальной программой. Кропотливая, порой рутинная работа по формированию инструментальных фонограмм для участниц оправдывалась высоким темпом подготовки программы фестиваля (вся работа заняла около полутора месяца), комфортом для слушателя в зале, когда исчезают всевозможные технические накладки во время исполнения, и общей «смотрибельностью», если можно так выразиться, мероприятия».
В фестивале приняли участие 12 исполнительниц современных эстрадных песен. Почти все они – учащиеся Викуловской средней школы №1, от 12 до 17 лет. Среди них была и я, самая младшая…
Мы учились в музыкалке. И, конечно, предложение принять участие в песенном фестивале нам поступило в первую очередь. Умели ли мы петь? Сольно – вряд ли. Однако музыкальной грамоте обученные, певшие много лет в хоре музыкальной школы мы решили попробовать. Я, Наташа Шагаева, Наташа Метелёва, Наташа Куликова, Наташа Багута (много Наташ было) – мы были из музыкалки, остальные – нет, но пробовали петь.
Я помню репетиции. Сначала мы выбрали песни, которые нам нравились, затем сообщили о своих желаниях «Романтикам». Что интересно – никого не отговаривали от выбранных песен, главное – чтобы исполнителю нравились. Большим спросом пользовались песни Тани Булановой, Ирины Аллегровой, Анжелики Варум. Мода есть мода… И начались наши «походы» в ДК. Нам писали фонограммы на выбранные песни с учётом комфортной для нас тональности. И мы пели. Сначала в студии, потом и на сцене, чтобы отрепетировать «выход». Как же мы стеснялись! Деревенские девчонки в роли певиц! На сцене! Мы боролись со своими страхами. Порой дрожали голос и руки, но мы не пропускали репетиций. А в день выступления уровень волнения просто зашкаливал! Нужно было ещё и одеться соответственно (а какой ассортимент одежды в 90-е?), и причёску сделать (парикмахерская одна на всё село была). Так что одежду подбирали, как говорится, всем миром, а причёску мне с макияжем сделала мама моей подруги Валентина Николаевна Шагаева…
Та же статья:
«…Сами подбирали репертуар, сами работали над движениями во время песни, сами волновались до потери пульса и онемения конечностей, и сами пели, искренне и непосредственно, чем и покорили зрителей фестиваля.
Были и итоги. Приз зрительских симпатий оказался в руках у Олеси Котковец. Первое, второе и третье места по выбору жюри заняли соответственно Наталья Метелёва, Наталья Багута и Татьяна Козлова. Приз для самой юной участницы достался Олесе Слепухиной (это я – авт.), которая ни в чём не уступала лидерам и была очень тепло принята залом. Хотелось бы отметить здесь только одно – все награды и похвалы в этот вечер пока только аванс на будущее, а подтверждать его предстоит долгим и упорным трудом, особенно тому, кто думает серьёзно посвятить себя песне».
Это точно. Мы стояли у истоков исполнительского мастерства. Стал ли кто-то певцом? Знаю, что Наташа Метелёва выступала где-то в студенчестве. Елена Шипицына пела в местной группе «Тет-а-тет». Наташа Шагаева одно время посещала церковный хор в Тюмени. Олеся Котковец после фестиваля стала участницей ВИА «Романтики». Сохранилось видео концерта «Наш Дом Романтики» 1997 года, посвящённого 25-летию коллектива, где можно видеть всех, кто причастен к ансамблю того времени. Видео простое, на кассете. Но Любовь Лабуда сумела где-то отцифровать его, и теперь оно останется на память потомкам. «Спасибо Любе!», -- говорят «Романтики».
После было ещё много людей, кому «Романтики» «подсказали», как правильно петь. И эти люди пели на сцене Викуловского ДК, ездили на фестивали, занимали места. Александр Субботин, Оксана Мархель, Елена Теслова, Андрей Волжанин… Много их – «детей» ВИА «Романтики». Многому они научились.
P.S. Вы знаете, пожалуй, напишу ещё одну главу, заключительную. Всё же хочется подытожить, в чём феномен «Романтиков», что ансамбль значил и значит для тех, кто вложил в него всё – сердце и душу.