Медиакарта
15:22 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями в документах, предоставляемых для государственной регистрации

В соответствии с компетенцией, определенной Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Тюменской области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Тюменской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

В соответствии с подпунктом 63 пункта 6 Положения Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлены Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Административный регламент), утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

При проведении экспертизы документов, представленных некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, для государственной  регистрации, выявляются следующие типичные нарушения законодательства РФ. 

1) Заявление заполняется прописными буквами, либо неправильным шрифтом. Между тем, согласно п. 4.  Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, формы заполняются с использованием программного обеспечения либо вручную, при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения печать знаков должна выполняться заглавными буквами, шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, черным цветом, заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами.

2) В заявлении заполняются разделы, подлежащие заполнению только коммерческими организациями. Так, например пункт 6 Заявления по форме 11001 "Размер уставного капитала - 1/складочного капитала - 2/уставного фонда - 3/паевого фонда - 4 коммерческой организации" заполняется при наличии у коммерческой организации уставного/складочного капитала, уставного/паевого фонда.

3)  В нарушение пункта 9 Требований для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указывается три цифровых знаков кода, тогда как необходимо указывать не менее четырех цифровых знаков кода.

4) Согласно п. 14 раздела 2 Требований при написании адреса используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов, следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов".

В нарушении данной нормы в представляемых заявлениях, в подпунктах 4,6,9 пункта 4 стр. 003 тип адресного объекта указан полностью (-ГОРОД, -УЛИЦА, -КВАРТИРА). 

5) Согласно п. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

В нарушение указанной нормы в уставах общественных объединений не указывается предмет их деятельности.

6) Устав общественного объединения предусматривает символику, зарегистрированную в установленном законом порядке, в то время как Федеральным законом от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» регистрация символики отменена.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

7) В учредительных документах общественных организаций при описании целей,  предмета деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе видов приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом), зачастую используются  формулировки «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности».

Между тем абзацем 1 ст. 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Под характером деятельности понимается отражение в наименовании общественной организации «краткого содержания» целей и предмета (видов) деятельности организаций, предусмотренных уставом.

Таким образом, в учредительных документах общественной организации должны быть исчерпывающе определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом), а также наименование, отражающее характер деятельности организации, предусмотренный ее целями и видами деятельности.

В связи с изложенным наличие в уставе общественной организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности и иных аналогичных формулировок, и таким образом предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление общественной организацией деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в ее наименовании и уставных целей, в силу вышеперечисленных норм закона недопустимо.