Медиакарта
19:53 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Елисеевский магазин на Тверской в Москве, которому без малого 120 лет, закрывается

10 апреля т.г., гуляя по Тверской и не очень понимая зачем, зашли в Елисеевский поглазеть на «долгожителя» и не пожалели. Достойную память о себе и той эпохе оставил купец Григорий Елисеев. Без преувеличения - шедевр и архитектуры, и стремления к прекрасному! Фотосъёмку не прилагаю. Через поисковик всяк интересующийся найдёт полную и исчерпывающую информацию об истории «Как лавка купца Елисеева в далёком 1901 году стала главным магазином Москвы».

Облокотившись на одну из пустеющих витрин рядом с тающей горкой дробленого льда и надписью «Всегда в продаже черная икра», что-то вдруг «накрыло» меня и вмиг унесло на Родину, в детство-юность…
Захотелось (логика проявится далее) поиметь сувенир, как прямую связь упомянутого магазина и земли Уватской.
В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века наша тетя Захарова Татьяна Гавриловна работала в Уватском рыбозаводе технологом по обработке икры осетровых пород. В ту пору в районе работали несколько рыболовецких бригад на Иртыше. Алымско-Максимовские, Буренский, Черноярский пески. Особо ценные породы - осетры - доставлялись в ледник Уватского рабозавода. Ледник представлял собой пространство, заполненное Иртышским льдом, укрытое бревенчатым накатом и засыпанное толстым слоем грунтово-опилковой смеси, что позволяло сохранять в летне-осенний период температуру тающего льда около 0 градусов. В этом же пространстве происходила обработка осетров, засолка и упаковка икры. Закоченевшими по локоть руками, тетя Таня профессионально вынимала икру из чрева очередного осетра и выкладывала на капроновые решета, и высокобелковая масса превращалась в деликатес посредством длительного растирания и дозированного подсаливания. После «тщательного исследования на готовность» икра расфасовывалась в синие банки разной емкости, взвешивалась и накрывалась крышкой с изображением осетра. После чего на шов-стык каждой банки для герметичности одевалась ярко-оранжевая широкая резина и очередная банка на стеллаж в штабель. Из всех лабораторных принадлежностей были всё те же озябшие пальцы. Сжимая исследуемую икринку между пальцев, по цвету выделения от белого до желтоватого, определялась кондиция готовности. И ничего. Ни одного некролога ни в Москве, ни на международном уровне среди дружественных стран по причине некачественного продукта не было. Очень подробно потому, что мы в свои 6-7 лет, наблюдали не раз эту картину в деталях.
Стряхнул оцепенение в полной уверенности - икра, добытая и обработанная на моей Родине, точно присутствовала на полках Елисеевского магазина. Даже если и не так, то рыбаки с Оби, Енисея, Волги точно причастны к данному повествованию…

Автор: Сергей Поспелов, г. Москва