Пограничников по праву называют армейской элитой. Служить в этих войсках хотят многие, но берут далеко не всех. Кандидат должен иметь незапятнанную характеристику и хорошую физическую подготовку. О том, как довелось охранять рубежи Родины, газете «ЯЖ» рассказали ялуторовчане Сергей Мальцев и Анатолий Синцов.
Там, где Тихий океан. Сергей Мальцев служил с 1975 по 1977 годы. Еще в школе увлекся лыжами, отдал этому виду спорта пять лет. Но и того оказалось недостаточно, чтобы попасть в погранвойска. По совету пожилого майора, военрука Тюменского ГПТУ-28, юноша начал тренировки в спортзале: подтягивался на перекладине, делал подъем переворотом, отжимался на брусьях. В итоге добился своей цели.
Служить Сергею пришлось в буквальном смысле на краю света. После восьми суток езды на поезде до Владивостока он еще трое плыл на теплоходе «Русь» до Южно-Курильска, где находился учебный пункт. После «учебки» Мальцев в звании младшего сержанта отправился на заставу Палтусово на остров Кунашир.
Место командира стрелкового отделения было занято, и его поставили командовать расчетом радистов. В свою штатную должность он вступил лишь через год. Нередко исполнял и обязанности старшины заставы, потому что их часто отправляли сопровождать баржи из Владивостока, которые завозили на заставу дизтопливо, продукты, уголь.
Природа на островах не балует разнообразием. В Южно-Курильске растительность еще имеется, а вот на Кунашире, кроме бамбука, ничего не росло. Если где и попадалась берёзка, то вся изогнутая, стелющаяся вдоль земли, высотой метр-полтора. Расти выше не давал ветер. Его порывы порой достигали 30 метров в секунду. Выходить в такую погоду за периметр заставы разрешалось только вдвоем.
Охраняемый участок границы состоял из двух флангов, один пять, другой десять километров. Местность скалистая, так что подошвы сапог изнашивались моментально.
Сергей вспоминает, что самое сильное впечатление на него произвел Тихий океан. Он простирался до самого горизонта. А парень к тому моменту не видел водоемов больше озера Сингуль.
Народ на заставе подобрался надежный, сибиряки - красноярцы, тюменцы, жители Алтайского края. А вот с численностью вышла незадача: вместо 50 человек, положенных на морской погранзаставе, в Палтусово находилось только тридцать. Таким образом, нагрузка на каждого удваивалась. Надо и службу нести, и хозяйственными работами заниматься: баржи разгружать, казарменным баракам мелкий ремонт делать. Да и быт отнимал много времени.
Неспокойное соседство. Но главное – это, конечно же, несение службы по охране границы. В трех километрах от заставы находился пост радиотехнического наблюдения. Туда ежесуточно высылали наряд из четырех человек - дизелиста, прожекториста, двух операторов радиолокационной станции. Они держали под контролем двухмильный пролив, отделяющий Кунашир от соседнего острова, где располагался японский Сибецу. В этом городе дислоцировался разведбатальон японской морской пехоты. С такими соседями не расслабишься.
Нарушения границы, по словам Мальцева, случались, но не на сухопутном участке, а на воде. Японские рыбаки добывали морскую капусту.
- Нам отдали приказ сымитировать угрозу применения оружия, чтобы они ушли в нейтральные воды. С радиотехнического поста передавали координаты судна, к ним шел сторожевой пограничный катер. Нарушителей доставляли на Шикотан. А уже суд определял степень вины и меру наказания. Конфисковывали шхуну, выписывали штрафы, - рассказывает Сергей.
А ещё вспоминает, как однажды их бросили на усиленную охрану острова Зелёный, что на Малой Курильской гряде. Там ожидали высадку диверсионной группы.
- Вдвоем с сержантом мы за одиннадцать часов обошли 57-километровый периметр острова, имея при себе мешок с продуктами, четырнадцатикилограммовую радиостанцию Р-104, оружие и полный комплект боеприпасов. Подустали, конечно, - говорит Сергей. - Но когда после возвращения из наряда начальник заставы попросил нас сыграть в футбол с археологами из работавшей рядом экспедиции, мы сыграли, и с неплохим результатом, а потом пошли в кино. Словно не было никакого длительного перехода.
Сегодня коренной ялуторовчанин Сергей Мальцев занимается самым мирным трудом. Он работает водителем в «Сибирячке». Говорит, что самое ценное, что он приобрел за время службы, это верная дружба. Они с товарищами и по сей день собираются вместе, и не только в День пограничника, активно участвуют в общественной жизни города, участвуют в патриотическом воспитании молодёжи.
И в горах, и на море. Анатолия Синцова знают, пожалуй, все ялуторовчане. Он руководит ООО «ТСК-Регион». В армию его призвали в 1994 году. После учебки в городе Ахалцихе его отправили служить на четырнадцатую заставу местного погранотряда. Но уже через три месяца там создали мотоманевренную группу и Синцова вместе с сотней таких же молодых солдат перевели в город Поти.
- Время тогда было непростое. Полным ходом шла первая чеченская война. Возникали конфликтные ситуации в Абхазии и Осетии. Чтобы оперативно реагировать на обострение обстановки, на равном удалении от Батуми и реки Ингури была создана отдельная комендатура, - рассказывает Анатолий.
За время службы Синцову пришлось сменить не одну заставу. Он охранял аэродром в Тбилиси, когда чеченские боевики шли через Грузию в Дагестан. Ходил в дозор на морском побережье. Нёс службу на высокогорном участке границы, где почти круглый год лежит снег и не хватает кислорода. Именно там их подняли по тревоге, когда на соседней заставе была предпринята попытка пройти через границу. И когда бойцы бегом выдвигались на рубеж, прапорщик, армянин из местных жителей, оставался спокоен.
- Они не пройдут мимо нашего участка границы, - объяснял он. - Высота сугробов больше двух с половиной метров. И передвигаться можно только по натоптанной дорожке, находящейся под прицелом.
С попытками незаконного пересечения границы на заставе приходилось сталкиваться время от времени. В одном из нарядов, передвигаясь вдоль берега моря на уазике, тревожная группа обнаружила турецкое судно, покидавшее порт без габаритных огней. Заподозрив неладное, пограничники оперативно развернули радиолокационную станцию. Позже выяснилось, что экипаж корабля хотел уйти, не расплатившись за выполненный ремонт.
– Знаю одно - с границы я вернулся другим человеком. Появилась уверенность в своих силах, целеустремленность, умение разбираться в людях, - делится Анатолий Синцов. - Так что служба пошла на пользу.