Медиакарта
19:43 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть женщины в русских селеньях!

Есть женщины в русских селеньях!
12:19 | 08 декабря 2010

Вот такой строкой из поэмы . А.Н. Некрасова я и решил рассказать о ярковчанке Антонине Яковлевне Зверевой, об этой удивительной женщине, которая, несмотря на зрелые годы, полна творческой энергии. У нее легкое перо журналиста, масса творческих задумок, да и дом -это настоящий музей прикладного искусства. Чего только здесь я не увидел!

Вот сделанный из старой разбитой люстры настольный канделябр с восковыми свечами; а вот лебеди, искусно слепленные из глины. Идем дальше - видим пенек, а на нем змейка из обыкновенного гибкого сучка, кажется, что сейчас она поползет.

На столике стоит ваза - стеклянная бутылочка, превращенная в вазу.

Рядом «ананас», скорлупа которого сделана из сосновых шишек и ракушек, а симпатичный зеленый завиток сверху - из окрашенной глины. Что и говорить? - это настоящий мастер прикладного искусства. Особенной гордостью ее является ковер «Краски Сибири». Он лежит в ее комнате -творческой лаборатории (мастерской). Ковер побывал на выставках не только в Тюмени, на севере области, но и в 1985 г. на Всесоюзной выставке в Москве. Прошло два года - ковер как в воду канул. Нет его и все. Наконец, он пришел аж из Салехарда, и вместе с ним вскоре пришел Диплом. А на нем золотым тиснением отпечатано: «Москва 1985г.

                          Диплом

Награждается Зверева Антонина Яковлевна за активное участие во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества в РСФСР, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

                       Оргкомитет»

Еще один памятный для нее подарок -расписная, очень красивая чашка, полученная на областном конкурсе «Мастер - Золотые руки» - Тюмень 2007 год,- и памятный знак «Победителю Всесоюзного смотра в РСФСР» (1983-85 гг.)

Ведя с ней разговор, я воспользовался еще одним ее шедевром. У меня в ручке закончились чернила, и она любезно предоставила мне свою - обыкновенную ручку с необыкновенным обрамлением под вид гусиного пера, сделанного из разогретой пластмассовой гребенки. В каждом предмете, вышедшем из-под ее рук, видна яркая оригинальность.

Мне кажется, нашему музею необходимо сделать индивидуальную творческую выставку Антонины Яковлевны Зверевой и пригласить на нее работников областного краеведческого музея и института культуры, особо отметить ее творчество. У нас в Яр-ковском районе много талантливых людей, а она в таком зрелом возрасте продолжает создавать шедевры почти из ничего. Не пожалейте внимания к этому удивительному мастеру!

Помимо уже сказанного об ее творчестве, хочется напомнить еще и об ее постоянном участии в осенних выставках «Урожай», в которых она неоднократно занимала призовые места.

…Родилась Антонина Яковлевна в 1925 году в рабочей семье, была старшей (в семье было еще трое детей - два сына и дочь). Отец, Яков Тимофеевич Маслов, участник гражданской войны, рано скончался – в 1937 г. На плечах матери, Анны Александровны Масловой, осталось четверо детей. Жить было очень трудно, голодно, поэтому решили ехать в Ярково к родителям матери, которые работали в колхозе им. Сталина: дед Александр Никифо-рович Еремеев – столяром, а бабушка Татьяна Григорьевна – телятницей. Мать, Анна Александровна, сразу пошла работать в колхоз. А ее старшая дочь, Тоня, 1939 уже в Ярково окончила 6 классов, а в 1939 - 40 гг. - семилетку. Об этом говорила и ее одноклассница Анна Андреевна Заева (Карга-полова). В летние каникулы дети в предвоенные, в позднее и в военные годы трудились на разных колхозных работах: убирали сорняки с полей, пасли скот и т.д.

Антонина Яковлевна вспоминала, что летом 1939 г. она пасла у Малой рощи в Ярково телят, а на следующее лето - нетелей. Пока скот мирно отдыхал, она читала, всегда любила много читать. Однажды попала в сильную грозу - здесь, на поле. Или от удара молнии, или от чего-то еще потеряла сознание. Она вспоминает: « …очнулась, а вокруг такое голубое небо и вся трава, как в звездочках - сверкает». И такая легкость во всем теле». Я в шутку сказал ей: “Наверное, тогда с неба и упал на Вас творческий дар». Она также шуткой ответила: «Нет, это случилось позднее».

Приходилось также с взрослыми дежурить на колхозных токах, а они были в разных местах, - охранять зерно. Дежурили и на «пожарке». Она находилась по улице Советской, там, где сейчас находится дом Денисовых. Наверху этой «пожарки» находилась каланча, которая была до того ветхая, что от ветра ходуном ходила. “Но наша главная обязанность была - охранять лошадей, которые занимали стойла внизу этой «пожарки» - в бревенчатых стенах - и мирно похрапывали, а мы почему-то боялись этого храпа”,- вспоминает она.

От автора статьи: «Пожарку» эту и я хорошо помню, потому что мы жили от нее недалеко. Она находилась на берегу чистой речки Исток (но никак не Васькиного озера). В ней брали воду даже для питья. Дно было чистое, песчаное, и мы, ребятишки, ловили в ней окуней и карасей. Дело в том, что в нее весной заходила вода из соседней речки - Полой, заходила и рыба. В ней никогда не мыли технику. На другом берегу речки мирно паслись гуси, утки и молодняк крупного рогатого скота - там был луг.

Во время наводнения, особенно 1941 и 1948 годах, в эту речку заходили катера и однажды - даже пассажирский пароход.

Антонина Яковлевна вспоминает, что перед войной - в 1940 году - в колхоз привезли мериносов - баранов и овец, видимо для развода, и мы, ребятишки, пытались кататься на больших, круторогих, покрытых густой шерстью баранах.

В 1940 г. она окончила семилетку и осенью пошла работать на метеостанцию в Ярково (метеостанция в Ярково, по ее воспоминаниям, возникла в 1931г.) - учеником метеоролога.Заведующим метеостанцией был Николай Федорович Шах - старожилы Ярково должны помнить его. Помощницей была его жена Вера Романовна. А теперь появилась и молодая, еще неопытная помощница - Тоня.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Н.Ф. Шаха взяли на фронт сапером. В 1943 г. он был ранен, контужен и вернулся в Ярково. В это время Антонина по приказу СиБВо приняла военную присягу и в 1943 году была направлена на трехмесячные курсы метеорологов в г. Омск.

Она вспоминает: «Было очень голодно. Пайка хлеба и вода. Как я выдержала, не знаю. Но молодой организм победил». К концу 1943 года вернулась в Ярково. Работала на Ярковской метеостанции до лета 1947 года. Тогда же, после курсов и принятия присяги, получила звание сержанта гид-рометслужбы. «Наша работа, - вспоминает она, - была очень строгой - подсудной, все сводки расшифровывались только по приказу райвоенкомата. Мы и другие метеорологические станции обслуживали в военные годы Тюмень, Тобольск, Омск, Москву, Новосибирск и другие города. Помню, придет сводка и, будь там холод или слякоть, бежишь в военкомат, замерзая на ходу. Надо все вовремя расшифровать».

Стало легче, когда с фронта по ранению вернулся Н.Ф. Шах. В 1947 г. по направлению Омской метеослужбы сержант Антонина Яковлевна Маслова направляется на учебу в Свердловскую гидрометеорологическую школу на 3 года. Она успешно заканчивает ее и в конце 1949 г. получает направление на работу в Заполярье. Теперь она уже не Маслова, а Зверева. Здесь, в Свердловске, она вышла замуж за бывшего фронтовика Минея Семеновича Зверева. Как молодых принял полярный Север, какие трудности они пережили и как мужественно их перенесли, она расскажет сама в своем очерке «Как молоды мы были, как верили в себя!». Он выйдет позднее.

Заполярная служба на станции Рай-Из (высокогорная станция), затем в Старом Надыме закончилась в 1957 году, и семья Зверевых вернулась в родное село - Ярково.

К этому времени семья Зверевых воспитывала Юру, Надю и Сашу. Уже в Ярково в 1959 г. родился сын Андрей. Муж Антонины Яковлевны Миней Семенович возглавил Ярковскую метеослужбу, Антонина Яковлевна работала старшим наблюдателем. Когда Ярковский историко-краеведческий музей стал районным, Антонина Яковлевна передала в музей редкие снимки - «Наводнение в Ярково» - май - июнь 1941г. (фото М.А. Еремеева), а также метеосводки по Ярковскому району за ряд лет. Трудиться закончили в 1980 г. В ее послужном списке масса грамот и благодарностей, почетный знак «Отличник метеорологической службы СССР».

Дети - трое уже на пенсии; младший, Андрей, еще работает водителем - не забывают мать, каждое лето навещают ее и помогают в работе. А ее кратковременное одиночество сглаживают два ласковых существа - собака Крошка и котенок Рыжик. У нее много творческих замыслов. Пожелаем же ей хорошего здоровья, чтобы эти замыслы осуществились.

В этой статье я расскажу еще об одной женщине - матери Антонины Яковлевны, Анне Александровне Масловой. Она одна из немногих женщин, кто в грозные годы войны руководил колхозом. Я знал еще одну женщину - Варвару Ивановну Пуртову, которая в 1943 - 44 гг. возглавила колхоз «Тайга» (д. Агалья) Ярковского района. Знакомство наше произошло в далеком 1968 году во время краеведческого похода. Было Варваре Ивановне тогда 59 лет. Но именно про таких женщин, как она, и сказал русский поэт Н.А. Некрасов: «…Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». У нее и профессия была в колхозе чисто мужская -конюх. Больше о матери рассказала ее дочь - Екатерина Ивановна (сама Варвара Ивановна была скромна и немногословна). На ее хрупкие женские плечи (ростом она была маленькая, худенькая) легла забота обо всех 65 колхозных лошадях. Она их очень любила и не боялась объезживать молодых жеребцов. Сама вырастила, воспитала, как она говорила, 25 жеребят. За этот трудовой подвиг Варвару Ивановну в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (еще до войны) наградили знаком «Лучший коневод области».

В суровые годы войны - в 1943 и 1944 гг. -колхозники избирали ее председателем колхоза «Тайга». Под ее руководством колхоз занял I место по району на посевной 1943 г., сдал государству много центнеров рыбы, за что был награжден переходящим Красным знаменем района. За свой самоотверженный труд в годы войны и после Варвара Ивановна дважды награждалась медалью «За трудовую доблесть».

Я и назвал свою статью «Есть женщины в русских селеньях», имея в виду не только мать и дочь Масловых, но и десятки, сотни простых тружениц - колхозниц, которые и в годы войны, и после отдавали все свои силы и здоровье Победе над врагом и восстановлению народного хозяйства.

Очень хорошие воспоминания о А.А. Масловой оставили старожилы Ярково Анна Андреевна Каргаполова и Лилия Никифоровна Баженова: «Анна Александровна Маслова почти с начала войны и до конца ее была бессменным председателем нашего колхоза».

Продолжим отрывок из поэмы Н.А. Некрасова.

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой и взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет - словно солнце осветит!

Посмотрит - рублем одарит!»

Анна Александровна была общительна, любила пошутить, легко находила общий язык с человеком. Но в то же время была очень требовательна. Могла за дело любого мужика пропесочить, за что они ее побаивались. Ее некоторые называли «Бой-баба». Жестко спрашивала за любой промах в работе. Волевая была. Любила петь и участвовала в сельском хоре. (Каргаполова А.А.)

«…Скромная, простая была женщина. Но в то же время могла быть суровой, если видела какой-то непорядок. Если полевые ворота открыты, а за воротами скот пасется, то держись - так отчистит, что надолго запомнишь…»

Тогда единственным видом транспорта на селе была лошадь, и председателя часто можно было видеть в разных местах Ярково и на полях верхом на коне, причем она одинаково ловко сидела и в седле, и без него, легко управляла конем. Этакая Ярковская Амазонка. Она недолго для женщины прожила (1902 - 1967). Видимо, напряженная работа руководителя в столь суровое время, забота о детях (их четверо - два сына и две дочери) дали о себе знать. Но она оставила благодарную и незабываемую память у своих односельчан.

Борис КОЛЧАНОВ

краевед

Фото из семейного архива А. Зверевой