Недавно в Тюмени завершился фестиваль «Осенняя рапсодия». Последним его аккордом стало бесплатное выступление городского оркестра народных инструментов под руководством Александра АНДРЮШКИНА.
Множество желающих, которые не сумели попасть в зал, не ушли домой, а слушали выступление у дверей. Я позвонил известному дирижеру перед вечерней репетицией, и мы договорились встретиться и поговорить о том, насколько сегодня у нас востребована народная музыка. Но утром Александр Ефимович попросил перенести встречу, потому что сильно простыл во время репетиции и затемпературил. День спустя интервью все-таки состоялось.
Чем страшна оттепель
– А что у вас так холодно?
– Мы обитаем во Дворце национальных культур «Строитель». В репетиционной комнате, которую мы делим с десятком других коллективов, не только холодно, но и сыро – верхний этаж, дыры. Осенью, когда дождь идет ночью, я к 8 утра бегу и выношу подставленные под дырки три ведра воды. Сейчас вот оттепель обещали, и меня заранее колотит: у нас один только концертный баян полмиллиона рублей стоит!
– Сейчас часто можно услышать, что «народники» не востребованы и коллективы этого жанра не пользуются популярностью даже на селе. Это так?
– Нет, я с этим не соглашусь, это неверно. В конце прошлого года у нас был юбилей оркестра. Спасибо депутатам облдумы, они вместе с областным комитетом по культуре затеяли программу «Культура России», и мы в течение полутора месяцев проехали по 24 муниципальным образованиям юга области. Залы были переполнены, после концерта люди подходили, благодарили, признавались, что балалайку уже сто лет не слушали.
Я помню, как лет десять назад мы играли в День города – с полдесятого вечера и до двух часов ночи без перерыва! А раньше этот праздник совпадал с Днем ВМФ. И когда наша солистка Наталья Кулинич спела «Течет Волга», молодые, только-только отслужившие морячки пришли в восторг и стали хором кричать: «Волгу» давай!». И Наталья три раза пела на «бис». Так что корни у нас еще не высохли. Но в Тюмени с концертными программами мы выступаем редко. Где выступать? Залов мало – филармония, драмтеатр, у которых свои программы, и этот холодный несчастный ДНК «Строитель». Здесь мы играем абонемент «Звонкие струны России» – это вечера французской, испанской, итальянской музыки, музыкальная Пушкиниана, и сопровождаем танцевальные вечера для пенсионеров два раза в месяц.
Неэлитная балалайка
– Скажите, а кто финансирует оркестр? Есть какие-то сложности с музыкантами?
– Мы финансируемся из бюджета города. Сейчас в коллективе 40 человек. Зарплата оркестранта в среднем около 5 тыс. руб. в месяц. Ясно, что на нее не проживешь, и поэтому в штате человек десять. Остальные в основном педагоги, есть и студенты. Сложно мы живем.
Сейчас в Тюмени три оркестра народных инструментов – наш, колледжа и академии искусств. Но студентов, которые обучаются на народных инструментах, у них единицы. Я в детской музыкальной школе №1 проработал 25 лет, у нас были два детских оркестра по 30 детишек в каждом и плюс преподавательский из 20 человек. Но музыкальные школы, как структуры, были по сути разгромлены.
Люди удивляются, что свои родные народные инструменты становятся экзотикой. А чему удивляться? Когда-то родители платили за то, чтобы их ребенок научился играть на флейте, балалайке или домре, 1 рубль 50 копеек в месяц, а на фортепьяно – 23 рубля. Сейчас за обучение на таких инструментах, как домра, балалайка, нужно ежемесячно отдать 800 рублей. А идет на балалайку детвора не из элитных семей.
– Извечный российский вопрос: что делать?
– Как говорил в «Собачьем сердце» профессор Преображенский, «разруха у нас в головах». И по части культуры, и в плане духовности. Нигде нет пропаганды исконно нашего. В Москву в последнее время приезжаешь, ночью по городу едешь – и кругом святящаяся реклама на английском языке. Пока Кремль не увидишь – не догадаешься, в столице какого государства находишься. А что в эфире творится? Радиостанций много, переключаешь с одной на другую, и хоть бы что-нибудь российское где-то бы звучало.
С освежения мозгов и надо начинать. Выступали мы как-то в Исетске, и после концерта один мужик подходит и говорит: «Спасибо вам. Наши парни, кроме дискотек, ничего не видят, и русским духом здесь уже не пахнет».
– И все-таки, Александр Ефимович, в будущее вы смотрите с пессимизмом или оптимизмом?
– С оптимизмом. Я понимаю, что дальше уходить от своих истоков невозможно. Корни просто высохнут. И многие это чувствуют. Сейчас все чаще стали выступать фольклорные группы. Кто-то может сказать, что это профанация, но я считаю – это популяризация народной песни. Ведь российская культура со скоморохов начиналась. И в деревнях потихоньку начинают детей приучать к народным традициям, культуре. Обрядовые песни – это тоже большой пласт нашей культуры. В полный голос зазвучало духовное пение. И я верю, что тот момент, когда глаза и у народа, и у властей откроются, уже близко.
Досье
Тюменский оркестр народных инструментов в прошлом году отметил 50-летие. Его художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Министерства культуры РФ «Душа России» Александр Андрюшкин пришел в коллектив на четвертом году его существования. Играл партию первого баяна, а в 1969 году встал за дирижерский пульт. Оркестр становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, объехал с гастролями всю страну, представлял Тюменскую область и Россию за рубежом – в Польше, Югославии, Тунисе. Работал с народными артистами СССР Людмилой Зыкиной и Владиславом Пьявко, народным артистом России и Татарстана Ренатом Ибрагимовым, солистом миланской оперы «Ла Скала» Мауро Аугустини.
«ЗОЛОТОЙ» репертуар
Музыкальные произведения в исполнении оркестра народных инструментов, которые, по словам Александра Андрюшкина, и в Тюмени, и в стране, и в мире зрители принимают на «бис».
Инструментальная музыка
-
«Калинка» – в обработке Веры Городовской.
-
«Коробейники» – в обработке Владимира Дителя.
-
«Валенки» – в обработке Александра Широкова.
-
«Липа вековая» – в обработке Павла Куликова.
-
«Сказ о Байкале» – в обработке Николая Будашкина.
Песни
-
«Ой, метель» – напев Марии Мордасовой.
-
«Степь да степь кругом» – народная.
-
«Живет моя отрада» – народная.
-
«Русские струны души» – Александр Аверкин.
-
«Течет Волга» – Лев Ошанин, Марк Фрадкин.
Наш опрос
Слушаете ли вы русскую народную музыку?
Евдокия Игнатьевна, пенсионер, в прошлом фельдшер:
– Стараюсь ходить на концерты, но они не так часто бывают. Раньше по радио, по телевизору часто звучали народные песни. Сейчас их практически не слышно. Обидно. На чем воспитывать любовь детей к родине? На «Доме-2»?
Елена, менеджер, 27 лет:
– Специально не слушаю, нет у меня компакт-дисков с такой музыкой. Но когда еду в машине и на радио каком-нибудь она зазвучит, я не переключаюсь на другую волну. Меня «цепляют» русские народные песни. Корни-то у меня деревенские.
Валерий, водитель такси, 30 лет:
– Мне шансон нравится. В основном его и слушаю. Я считаю, что это те же самые народные песни. А что, такие же душевные…
Людмила Николаевна, учитель, 38 лет:
– А где, скажите, я их могу услышать? Весь день на работе. Домой придешь, пока тетради проверишь, к урокам подготовишься – уже поздний вечер. Включишь телевизор, а там одни шоу, сериалы. Сейчас даже на праздничных концертах, которые показывают по телевизору, очень редко можно услышишь народную песню.
Николай Петрович, предприниматель, 43 года:
– Нет, сейчас не слушаю. Но многие народные песни помню с детства наизусть. А недавно в первый раз услышал мужской хор Сретенского монастыря. Он исполнял народные песни – так, честное слово, сердце в комок сжалось. Все-таки только наши народные песни могут нас так пронять.
Татьяна Сергеевна, юрист банка, 32 года:
– С детства обожаю русские народные песни, танцы, игры. В студенчестве два года пела в фольклорной группе. Сейчас тоже иногда пою на праздниках. И, конечно же, не пропускаю ни одного выступления в Тюмени артистов этого жанра. Заметила, что даже если нет никакой рекламы, кроме афиши, зал на таких концертах переполнен.
Любопытно, что все участники опроса заявили, что на домашних и корпоративных праздниках обязательно поют за столом русские народные песни.
Материалы полосы подготовил Юрий ПАХОТИН
Фото из архива Александра АНДРЮШКИНА