Медиакарта
17:52 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не толкайтесь в очередях!

Не толкайтесь в очередях!
17:31 | 08 декабря 2010
Источник:

О плюсах и минусах нового Центра государственных электронных услуг в Тюмени

Елена КОШКАРОВА

Тимофей ГЕРАСИМОВ (фото)

В Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области осень прошла под знаком перемен: в сентябре была реорганизация, затем обживали новые здания, а 16 ноября торжественно открыли Центр оказания государственных электронных услуг на улице Горького.

На высоте!

Старались не зря. Обычный посетитель может оценить это с первого взгляда. В Центре огромный зал, кожаные сидения, полсотни окон для обслуживания посетителей, электронное табло, на котором каждый клиент прекрасно видит, с кем сейчас работают специалисты, чья очередь подходит и даже каким способом получены заветные талончики на приём к сотруднику управления (через Интернет, терминал и т.п.). Когда подходит назначенное время, приятный голос вежливо называет фамилии и приглашает пройти к нужному окну. Для ветеранов Великой Отечественной войны и точка обслуживания, и специалисты – отдельные. Особые окошки и для участников программы «Молодая семья». Шесть «точек» обслуживания для тех, кто по каким-то причинам недонес документы.

Автоматизированная система призвана сделать всё, чтобы посетители не теряли время в очередях. Более трёхсот человек в день обслуживаются только через терминалы, размещённые в зале. С их помощью можно получить талон на приём. Воспользоваться этими услугами может даже ребёнок, процедура очень проста и логично выстроена. Но если клиент растеряется, ему всегда поможет находящийся рядом сотрудник центра. Самое главное – теперь не надо спешить в Росрегистрацию непременно по утрам. Зачем давиться в очередях?! В течение дня в терминале постоянно появляются новые талоны. А засиживаются специалисты Центра, как нам сказали, до последнего клиента, хотя, ещё раз напоминаем, график работы с 8.30 до 19.00 для физических лиц и до 20.00 – для юридических.

Одно время записаться в очередь через электронные каналы можно было только на две недели вперёд. Это несколько осложняло обстановку: желающих много. Сейчас до конца декабря можно выбрать любое удобное для себя время. Открыть такую запись сразу на много месяцев вперёд специалисты центра пока не рискуют – спекулянты постараются сразу занять всё доступное время, чтобы потом продавать места в очереди. Но сотрудники Росреестра обещают решить в скором времени и эту проблему.

«Мы жертвами пали…»

О спекулянтах разговор особый. Практически все средства массовой информации назвали открытие центра электронных услуг революционным. А история учит: там, где революция, там и жертвы. Первой жертвой реформ должны были пасть не чистые на руку люди. Каждый, кто хоть раз толкался в очередях регистрационной палаты (название устаревшее, но стойко въевшееся в наш мозг), помнит эти юркие личности, то и дело предлагавшие уладить все дела за определенную мзду. Сейчас, когда в новом здании повсюду – даже в лифте и у входа в центр! – вмонтированы камеры слежения, а картинка в прямом эфире транслируется не только на мониторы охраны и всех ответственных лиц областного управления, но и в Москву, со спекуляциями особенно не разбежишься.

Нет, безусловно, пиратский флаг окончательно ещё не выпал из рук «помощников», и от сытной кормушки их так просто не отогнать. Поэтому в первые дни они заведомо подталкивали население к тому, чтобы посетители занимали очередь за талончиками к заветному окошку по ночам, мёрзли перед входом в здание, а потом штурмом брали Центр. В такой обстановке у них отбоя от клиентов не будет.

И, между прочим, люди на это всё ещё ведутся. Почему? Во-первых, срабатывает старая советская привычка пробиваться к светлому будущему непременно через «чёрный ход»; во-вторых, сказываются неумение и нежелание пользоваться электронными методами получения услуг; в-третьих, что греха таить, есть свойственная всем проектам первоначальная непродуманность в деталях, которая со временем, безусловно, устраняется, но в первые дни доставляет посетителям неудобства и внушает некоторую растерянность, которой спешат воспользоваться мошенники.

Александр Одинцов, руководитель управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, реально смотрит на эти вещи: «Мы только в самом начале пути, нужно ещё кое-что отладить. Этим пользуются не чистые на руку люди. Граждане должны указывать охране на тех, кто пытается выудить у них деньги. А мы, со своей стороны, сделаем всё, чтобы взаимодействие клиентов и наших специалистов стало максимально комфортным и конструктивным».

Что будет с мошенниками, когда население разберётся, как просто и – самое главное, бесплатно – можно собрать необходимые документы и записаться на приём к специалисту? Наверно, им придётся переквалифицироваться в управдомы. А пока…«Пилите, Шура, пилите. Она золотая!»

Браузер и поникшие усы

Неумение многих тюменцев пользоваться электронными методами получения услуг, безусловно, подливает масла в огонь.

А ведь из пяти возможных вариантов записи на приём (телефон, Интернет, заявление по почте, живая очередь к окошку и терминал в здании Центра) самым комфортным способом мы бы назвали Интернет. Плюсы очевидны. Не надо выходить из дома или отпрашиваться с работы, тратиться на транспорт, стоять в очереди. Нужно просто зайти на портал областного управления http://www.to72.rosreestr.ru/

Со временем все дальнейшие действия должны упроститься, а пока мы определили для себя такой путь: в правом нижнем углу жмём на ссылку «Живая очередь», находим в списке Тюменскую область и идём по ссылкам дальше, на появившихся страницах даются телефоны нужных отделов, он-лайн видео из залов Центра и ссылка Предварительная запись на приём документов. Если перейти по ней, то откроются страницы со справочной информацией, информацией о готовности документов, пакеты ваших собственных документов, окошечки со свободным и занятым временем приёма. Естественно, всё это будет доступно, если вы зарегистрируетесь. В общем, собирайте документы, записывайтесь на приём, распечатывайте на принтере копию талона и в назначенное время спокойно, без всякой суеты, приходите «сдаваться». Кстати, с каждым днём этим способом получают всё больше и больше талонов, и даже электронные пакеты документов, не выходя из офиса, собрали уже более десятка юридических лиц.

К сожалению, минусы пока здесь тоже существуют. На компьютере должен быть соответствующий браузер – Internet Explorer версии не ниже 7.0. Необходимую версию можно, конечно, скачать на этом же портале. Это нетрудно. Но… Давайте говорить прямо и честно – многие представители среднего и совсем немолодого возраста испытывают перед всеми этими действиями священный ужас. Нет устойчивых навыков, и возникает психологический барьер. Например, наш коллега, умнейший человек, начинает безысходно грустить, когда ему приходится посылать письмо электронной почтой, а при слове браузер его усы уныло поникают. Поэтому очень важно побороть в себе этот страх.

Тем не менее отчаиваться не стоит. В конце концов, теперь в каждой организации есть программист, который обязательно поможет. А специалисты управления заготовили обучающие ролики для «чайников», определили график семинаров для официальных агентств недвижимости и других организаций, которым приходится каждый день с ними взаимодействовать, внимательно следят за ситуацией и готовы постоянно совершенствовать интернет-услуги.

«Мне сверху видно всё!»

Всё то, о чём мы с вами говорили выше, в принципе, доступно взгляду любого внимательного клиента. По крайней мере, уже с нынешнего понедельника в Центре нет никакого ажиотажа, все ведут себя очень дисциплинированно. Активность использования интернет-услуг возросла в разы. Но что стоит за такой очевидностью? Прежде всего, неустанный труд всех структурных подразделений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. Перед открытием Центра сотрудники буквально ночевали на службе, а сейчас с азартом воплощают свои задумки, мобильно реагируя на любые сбои в работе. На мониторах в кабинетах всех первых лиц управления живая картинка из Центра не закрывается. Ежеминутно обновляется подробная информация о том, какую деятельность выполняет каждая из тех девушек, что мы видим в окошках из зала ожидания. Идёт непрерывное общение с сотрудниками по служебному чату. Контроль, как говорится, неусыпный. И он обязательно со временем себя оправдает.

Сейчас в области создаётся «Электронное правительство», интерактивные услуги начинают оказывать медики, налоговики, транспортники… Вряд ли привыкание населения к новому формату обслуживания пройдёт и у них «без сучка и задоринки», поэтому всем надо запастись большим терпением и уважением друг к другу.