Мария Фёдоровна Баженова – самая старшая жительница Басаргино, где осталось всего три дома. Вспоминает, что и раньше их деревня небольшая была: две улочки буквой «Г». Дворов сорок насчитывалось.
О своей долгой жизни, а скоро ей 82 года исполнится, Мария Фёдоровна рассказывает скупо:
– С малых лет всё в работе, больше ничем и не похвастаюсь. Мне 12 лет было, когда отца на фронт забрали. Сначала за овцами ходила, потом коров доила. Косили вручную, боронили на коровах. Сами и в плуг запрягались, пахать надо было как-то... Лес ездили пилить, дрова возили, прорубь в речке сами бабы да девки вырубали, чтобы скотину напоить. Нынешняя молодёжь и не знает про такую работу, вроде, здоровье должно сохраняться, а ведь у них всё чисто болит...
От взрослых Мария не отставала, председатель колхоза её в пример ставил. Принцип на всю жизнь остался: работать на совесть, чтобы никто не упрекнул, пальцем не ткнул:
– Помню, таскаем глину, базу утепляли. С одного края на другой далеко надо ходить, вот и берёшь большущие вёдра, чтоб за раз побольше унести. А одна маленьким котелочком шмыг да шмыг туда-обратно. Станем ей говорить, чего, мол, ты так делаешь, а она в ответ: «Где я вам большое ведро возьму?» А коли все вместе работаем, то и начислят трудодней всем одинаково...
Детей у Марии Фёдоровны трое. Первые две дочки, а третьего ребёнка врачи не разрешали рожать из-за больного сердца, настаивали на аборте. Ночь думала Мария: как же так, мышь убить боюсь, а тут ребёнок родной. Надумала всё же рожать, и всю беременность ходила и боялась: «Вот скоро умру». А было тогда Марии 25 лет. Сейчас в эти годы замуж только собираются. Доносила ребёнка, сын в награду родился, теперь давно уже вырос. Семь внуков и восемь правнуков радуют бабушку.
Несмотря на преклонный возраст, старается пожилая женщина быть в курсе всех событий в стране, обсуждает их с домочадцами:
– Сейчас глядишь, кто бедным был – и вовсе концы с концами едва сводит, а кто богатство имел — ещё богаче стал. По телевизору показывают — волоком ведь волокут к себе. А спрос одинаковый: булка хлеба в одной цене что для бедного, что для богатого. Надо за это дело крепко браться, бороться. У меня муж Григорий управляющим в колхозе работал, и чтобы хоть раз себе клочок сена взял, да не было такого — всё сами косили. А ведь мог же воспользоваться положением...
С благодарностью и теплотой вспоминает Мария Фёдоровна супруга своего, с которым вместе прожили 63 года. До сих пор, говорит, не может его забыть, как живой, стоит перед глазами, хоть уже три года прошло, как не стало его. Похоронили, и за тот год совсем здоровье пошатнулось – так заболела, что думала, не выкарабкается. Старшая дочь Фаина перевезла маму из осиротевшего без хозяина дома к себе. Так и живут вместе теперь.
В этом году выделили Марии Фёдоровне Баженовой, как труженице тыла, средства на ремонт жилья. Пока деньги лежат на банковском счете, но планируют их использовать, подделать кое-что, дом старый уже.
В нашем разговоре в ответ на вопрос, не в обиде ли Мария Фёдоровна на нелёгкую долю, что выпала, она ответила просто:
– Не знаю, как-то мы соглашались с такой жизнью, думали, лишь бы выжить. С лихвой ведь хлебнули и голода, и холода.
Подумалось, что в этом, наверное, и состоит смысл человеческого бытия: жить в согласии с миром, с людьми, не роптать на трудности, терпеливо сносить все испытания. Тогда и судьба одарит тебя всеми земными радостями.
Ирина ШАДРИНА
Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ