Медиакарта
14:16 | 21 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тюменцы гордятся трудовыми подвигами земляков

09:25 | 04 февраля 2021
Источник: Тюменский край

 В 2020 году «Единая Россия» поддержала инициативу президента Владимира Путина об установлении в стране звания «Город трудовой доблести» и организовала сбор подписей в городах-центрах оборонной промышленности для его присвоения. Продолжится он и в этом году, за Тюмень собрано почти 20 тысяч подписей. 

Положительное решение по архивно-исторической справке, подтверждающей права Тюмени на присвоение звания «Город трудовой доблести», вынесли накануне в Российской академии наук.
Глава городской администрации Руслан Кухарук напомнил, что в 2020 году началась работа по исследованию документов, а также стартовала акция по сбору подписей среди жителей областной столицы. Проголосовать за родной город можно на платформе за-тюмень.рф, мнение выразили уже почти 20 тысяч тюменцев.
«Была проведена колоссальная работа с предприятиями, которые в годы войны располагались на территории Тюмени, проанализированы архивные документы и воспоминания людей, в сороковых проживавших здесь, трудившихся в тылу. В нашей заявке – более тысячи страниц материалов, подтверждающих возможность присвоения этого звания Тюмени», – подчеркнул мэр.
Он пояснил, что положительное заключение РАН – обязательный документ, который должен быть приложен к ходатайству, направленному в адрес президента России и губернатора Тюменской области. Академия наук вынесла положительное экспертное заключение еще на прошлой неделе, сегодня его получили в Тюмени.
«Тысячи тюменцев поддержали акцию, голосовали онлайн. Теперь нам предстоит еще один блок работы с Тюменской областной думой и региональной Общественной палатой, которые также стояли у истоков и были инициаторами сбора документов. В 2021 году Тюмени исполняется 435 лет, надеемся, что присвоение звания «Город трудовой доблести» случится в этом юбилейном году и станет подарком для всех жителей», – сообщил Руслан Кухарук. Он поблагодарил всех, кто работал над составлением архивно-исторической справки, и предложил в будущем на ее основе сделать учебное пособие для школ, а также выпустить полноценную книгу, чтобы о вкладе тюменцев в дело Победы узнало как можно больше людей.
По словам вице-спикера Тюменской областной думы, секретаря регионального отделения «Единой России» Андрея Артюхова, память о трудовом подвиге тюменцев –
тружениках тыла должна быть отмечена на общероссийском уровне.
«Тюмень, безусловно, достойна звания «Город трудовой доблести», – убежден первый заместитель председателя облдумы. – Во время Великой Отечественной войны тюменцы давали фронту торпедные катера, мотоциклы, десантные планеры, аккумуляторы и электрооборудование, минометы и снаряды, медикаменты, обмундирование, теплую обувь, продовольствие. В городе работали 22 завода, на которых жители трудились, не покладая рук, по 12-18 часов в сутки».
Председатель городского совета ветеранов Герман Смирнов заявил, что эта работа – еще один шаг к восстановлению исторической справедливости, увековечивания величайшего подвига нашего народа. Кандидат исторических наук Виктор Южаков, который занимался сбором документов, рассказал, что при составлении архивно-исторической справки исследователи пользовались исключительно научными методами и подходами, без какой-либо художественной литературы, изучали архивные источники и публикации центральных газет времен войны. Это позволило выйти на достойный уровень. Он поблагодарил за помощь Государственный архив Тюменской области и выразил надежду, что в скором будущем Тюмень официально будет «Городом трудовой доблести».

Каждый голос важен

В прошлом году почетное звание «Город трудовой доблести», согласно указу президента, получили Боровичи, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль.
В этих городах будут установлены единые памятные знаки – стелы. Российское военно-историческое общество (РВИО) поддержало предложение «Единой России» продлить сроки проведения конкурса по выбору макета памятного знака. Проекты обсудят с жителями – такие решения были приняты на заседании творческого совета РВИО, которое прошло под председательством помощника президента РФ Владимира Мединского.
«Для «Единой России» принципиально важно, чтобы дизайн памятного знака «Город трудовой доблести» получил максимальное одобрение людей. Поэтому в 20 городах, которым по представлению партии было присвоено почетное звание, пройдет обсуждение макета стелы. Он будет доработан с привязкой к месту установки и отразит историю каждого города», – пояснил заместитель секретаря Генсовета «Единой России», координатор партпроекта «Историческая память» Александр Хинштейн.
Замсекретаря Генсовета партии также подчеркнул, что «Единая Россия» продолжит в 2021 году работу по присвоению звания «Город трудовой доблести» центрам оборонной промышленности.
«Мы по аналогии с прошлым годом проведем сбор подписей в поддержку инициативы. Прошлый год показал, что для жителей это не просто указ президента России или решение оргкомитета «Победа». Это их позиция. В маленьком городе Боровичи 85% жителей подписали петицию о присвоении звания «Город трудовой доблести» –
это о многом говорит», – заключил Александр Хинштейн.

Тюмень в годы войны


За годы войны в Тюмень эвакуировали 27 учреждений и промышленных предприятий из Центральной России и Украины. Чтобы сберечь производство, предприятия продолжали работать в тылу на благо фронта.
После их объединения между собой и с местными заводами образовалось 22 предприятия. Тюмень делала снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование. В Тюмени строили торпедные катера, которые принимали участие в боевых действиях на всех фронтах. К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками.
Одним из первых в Тюмень прибыл из Киева завод «Цепи Галля», в цехах которого стали изготавливать как военную продукцию: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки, так и товары для мирного населения: втулочные цепи для комбайнов.
Известный тюменский завод, появившийся в начале войны, завод АТЭ (Завод автотракторного электрооборудования) поставлял фронту электрооборудование для военной авиационной и наземной техники.
В начале зимы тысяча девятьсот сорок первого года в Тюмень были эвакуированы три завода по производству мотоциклов. Их объединили в «Мотоциклетный завод №65», который производил мотоциклы М-72, запасные части к ним и детали к взрывателям.
В числе эвакуированных в Тюмень предприятий был и киевский завод «Красный экскаватор», присоединенный к тюменскому станкостроительному заводу «Механик» («Завод №762»). Во время войны завод «Механик» выпускал минометы, мины, корпуса для гаубичных снарядов, а с середины тысяча девятьсот сорок третьего года специализировался на выпуске химических мин, применяемых при постановке дымовых завес.
Также в 1941 году в Тюмень эвакуировали опытно-конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова, выпускавшее бесшумные планеры, предназначенные для разведки и заброски партизан в тыл противника. Здесь собрано более 600 таких транспортных планеров. В это же время Антонов занимался вопросом создания «Крылатого танка» – оригинального планера, предназначенного для транспортировки легкого танка. Опытный образец совершил полет на буксире за тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Однако этот необычный и интересный проект так и не дошел до серийного производства.
Работали на Победу и местные тюменские заводы и фабрики. Фанерокомбинат был переоборудован для выпуска авиационной фанеры, дельта-древесины. Под названием «Тюменский авиафанерный комбинат №15» он выпускал разнообразную продукцию для фронта: упаковочные ящики для мин и снарядов, лыжные установки для артиллерии, спички, фанерные емкости для жидкостей.
С первых дней войны станция Тюмень и депо Свердловской железной дороги обеспечивали бесперебойное движение военных и гражданских грузов с запада на восток и обратно, в депо изготавливали автоматы ППШ, мины, минометы калибра 50 и 82 мм.
На собранные горожанами деньги в тюменском депо за двадцать пять дней построен поезд-баня из десяти вагонов, который рассчитан на посещение как минимум ста человек в час. Банно-дезинфекционный поезд ушел на фронт 7 февраля 1942 года во главе с машинистом-добровольцем Иваном Садаковым. Его боевой путь: Тюмень – Москва – Сталинград – Минск – Варшава – Берлин.

Сохраняя память о тружениках тыла

Андрей Артюхов напомнил тот факт, что в регионе за минувшие годы немало сделано для сохранения памяти о героизме тюменцев – тружеников тыла в годы Отечественной войны.
«В рамках проекта «Единой России» «Оружие Победы», сокоординаторами которого являются депутаты Тюменской областной думы Юрий Баранчук и Алексей Салмин, мы установили точную копию торпедного катера «Комсомолец» в сквере Петра Потапова, – отметил Андрей Артюхов. – Эта инициатива стала еще одним шагом в деле сохранения памяти о трудовом подвиге наших земляков. Вместе с тем для сохранения памяти о трудовом подвиге тюменцев в военные годы прошу всех жителей региона проголосовать за присвоение Тюмени почетного звания «Город трудовой доблести».
Как подчеркнул Андрей Артюхов, Тюменский судостроительный завод был единственным в стране, выпускавшим торпедные катера, которые сыграли важную роль в победе над врагом. Всего судостроительный завод выпустил 165 торпедных катеров, которые внесли большой вклад в Победу. За героический труд в годы Великой Отечественной войны коллективу предприятия было навечно присуждено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР и вручен орден Отечественной войны I степени.
В декабре 2017 года решение об установке памятника принял Владимир Якушев, занимавший пост губернатора Тюменской области, в ходе личного приема ветеранов завода в общественной приемной «Единой России». Он обратился к секретарю регионального отделения «Единой России» Андрею Артюхову и главе администрации города Тюмени, секретарю городского отделения партии Александру Моору с предложением реализовать проект силами партийной организации.
Тюменский катер сделан максимально близко к оригиналу.
На мемориальных плитах монумента размещены 672 фамилии людей, которые работали на заводе в военные годы и имели отношение к строительству боевых кораблей. Отдельное место занимают имена 24 Героев Советского Союза, которые воевали на торпедных катерах. В самом сквере Петра Потапова созданы смотровые площадки, проложены тротуары и дорожки из брусчатки, установлены информационные щиты.
Благоустройством сквера занималась администрация города – на эти цели были выделены 18 млн рублей. Центральное место в сквере занимает новый памятник, средства на установку которого выделили члены фракции «Единая Россия» Тюменской областной думы.

Автор: Мария Кузнецова