Когда говорят о становлении Тюменской области, то в первую очередь вспоминают громкие имена советских нефтяников. Спору нет! Они в те далёкие годы заслуженно гремели на всю страну и даже за её пределами. Но жители юга региона - это всё-таки не о «чёрном золоте», а о сельском хозяйстве - полеводстве и животноводстве. И у нас здесь свои герои. Для Ялуторовского района один из них, безусловно, Пётр Ялунин.
Сложно рассказывать о таких людях, как он. Да и написано о нём столько, что хватит на увесистый том, однако мы попробуем вновь. Тем более Пётр Иванович никогда не выпадает из жизни муниципалитета, несмотря на солидный возраст. А сегодня ему исполняется 80 лет!
Незадолго до юбилея Ялунин вместе с журналистами «ЯЖ» и областной газеты «Тюменская правда» посетил ферму ООО «Чайка» в селе Киёво. Для него она одна из знаковых. В далёком 1976 году, будучи директором совхоза «Ялуторовский», он руководил строительством и сдачей в эксплуатацию этого молочного комплекса. Для того времени здесь старались сделать всё на высшем уровне. И на вопрос, сколько было потрачено моральных сил на объект, Пётр Иванович только лукаво улыбается. Впрочем, в его трудовой биографии, если не брать в расчёт сухие строки документов, а слушать живые рассказы нашего героя, большая часть подобных славных дел случалась зачастую вопреки.
Самый юный учётчик. Уникальные дети военного времени. Маленькие взрослые. Физически крепкие, рукастые и не по годам ответственные. Таким был и Петя Ялунин. Родился он 23 сентября 1941 года в Аромашевском районе в большой семье.
- Родители держали огромное хозяйство: корову, овец, свиней, гусей, кур. Пахали на лошадях, боронили на коровах. Корова для нас была кормилицей, но после такой работы какое может быть молоко? У нас рос бычок на мясо. Отец обучил его, на нём и боронили, - вспоминает Пётр Иванович.
Рассказов у него полно и слушать их очень интересно. Цепкая память выдает уникальные подробности о быте, которого сегодня мы и представить себе не можем. Но благодаря суровым условиям, видимо, и ковались такие характеры, которых сегодня нам всем не хватает.
- В шесть лет я уже сам боронил на лошадях. Брат тем временем ловил рыбу. Вечером мама из неё варила уху. А на покосах как было хорошо! Мы, пацаны, любили на них ездить. Там кормили за счёт колхоза. В котлах варили мясо, заваривали чай на травах. Хлеб пекли в частных домах и сдавали его на склад, а оттуда выдавали на покос. В деревне было три хороших стряпухи. В их числе и наша мама. Она всё время приговаривала: «Одна мучка, но разные ручки!», - продолжает Пётр Иванович.
Осенью он работал на уборке хлеба. Его косили на лобогрейке.
- Это такая жатка, в которую впрягали тройку лошадей: две парой, третью - впереди, и она называлась гусевой. Я верхом на ней, брат - на косилке. Сестра с женщинами вязали снопы. Когда они просыхали, их складывали в скирды и зимой обмолачивали, - поясняет он.
К 11 годам Петя окончил четыре класса, и ему бригадир предложил пойти на лето учётчиком полеводства. Родители были неграмотными и поэтому стали отговаривать сына.
- Пугали, мол, не справишься и тебя посадят, а я всё равно пошёл. Быстро научился считать на счётах, ежедневно принимал работу, аккуратно заполнял учётные листы. На исходе месяца надо было знакомить колхозников, кто и сколько заработал трудодней. В те времена ведь и понятия никто не имел, что такое деньги, - вспоминает с улыбкой Пётр Иванович.
Но этот эпизод сейчас кажется забавным, а в то время ребёнку было не до смеха. Колхозники решили выжать из мальчонки незаконные трудодни. Мол, сейчас мы мальца припугнем, он нам лишнего и нарисует. Но не тут-то было. Петя проявил характер и на провокации не поддался, хотя и расплакался.
- Домой возвращался расстроенный. Навстречу - бригадир. Узнав о происшествии, собрал народ, зачитал мои цифры и спросил: «Кто недоволен?». С ним спорить не решились. Так в 11 лет я понял, что такое власть. После этого до окончания седьмого класса каждое лето трудился учётчиком.
Всё равно замуж идти. Забегая вперед, нужно отметить удивительный факт: Пётр Иванович так и не получил высшего образования. Он и школу-то мог не окончить, если бы не тяга к знаниям и целеустремлённость.
- Седьмой класс окончил в деревне. А дальше нужно было ехать в райцентр. А это немалые деньги. К тому же старшая сестра уже училась там в девятом классе. И двоих школьников родители бы не потянули. За одного нужно было заплатить 150 рублей, плюс аренда жилья, а там ещё дрова, керосин, еда. Отец решил, что образование продолжу я. Он говорил так: «Петька десять классов окончит, хоть трактористом будет. Зинке всё равно замуж выходить. Нарожает ребятишек, а с ними можно сидеть и без образования». Я отказался и в 14 лет пошёл работать в колхоз. Сестра же потом окончила Свердловский пединститут и всю жизнь проработала учителем, - рассказывает Ялунин.
Так что университеты Петра Ивановича были сплошь колхозные. Как говорится, учился на практике. И это в дальнейшем, пожалуй, пригодилось ему больше, чем часы, просиженные в аудитории.