Медиакарта
14:29 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нет никого прекраснее на свете

Благодаря проекту по преображению города остановку «Поликлиника» в Заводоуковске этим летом украсила картина «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева.

Почти всю жизнь художник прожил в столицах. Но Москва и Петроград никогда не смогли затмить в его памяти волжских просторов, родной Астрахани.

Однако бывать на родине ему удавалось всё реже. Тяжёлая болезнь – опухоль спинного мозга – отнимала все силы, мешала заниматься любимым делом – живописью. Операции не помогали. В конце концов врачи поставили перед Борисом Кустодиевым тяжёлый выбор – остаться на всю жизнь прикованным к инвалидной коляске или навсегда лишиться возможности работать.

«Ноги для художника – это роскошь», – не задумываясь ответил пациент. Кустодиеву было важно, чтобы руки могли держать кисти и краски.

Автор и куратор проекта преображения остановочных комплексов в Заводоуковске – предприниматель Ярославна Викулова. Спонсором работ на остановке «Поликлиника» стал предприниматель Игорь Сироткин. Копию шедевра выполнил заводоуковский художник Вадим Лаптев.

Но если жизненное пространство мастера сузилось до размера квартиры, то на его холстах царили яркие краски и пышущие здоровьем модели.

Целая серия работ Бориса Михайловича была посвящена быту торговых провинциальных городов: «Купчиха», «Чаепитие», «Купчихи в Кинешме». Героини на этих полотнах дородны и румяны. Мастер признавался, что его «худые женщины на творчество не вдохновляют». Самой знаменитой картиной этой серии стала «Купчиха за чаем». Написана она была летом 1918 года.

Борис Кустодиев восторженно принял Октябрьскую революцию. Одна из самых известных его картин – «Большевик» – стала ярким манифестом нового искусства. Мастер участвовал в оформлении улиц Северной столицы к первой годовщине Октября.

Но после революции семья Кустодиевых, проживавшая в Петрограде, впала в нужду, пришлось продавать личные вещи. Жена Бориса Михайловича зарабатывала колкой дров. Художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе».

И вот в это время появляется картина, на которой дородная купчиха восседает за ломящимся от снеди столом. Удивительно, но революционная общественность приняла новую работу мастера на ура. Критики восприняли её как едкую сатиру: в то время, когда восходит заря нового мира, она сидит тут и чай трескает! Хотя Борис Михайлович не раз признавался, что ни о чём таком во время со­здания своего шедевра даже не думал – просто очень хотелось есть, а увидеть кулинарное разнообразие тогда можно было разве что на картине.

Это интересно: Для картины «Купчиха за чаем» художнику позировала вовсе не представительница торгового сословия и не русская красавица, а молодая немка-аристократка баронесса Галина Адеркас. Она была соседкой Кустодиевых и в 1918 году училась на хирурга. Позже увлечение музыкой привело её в хор Управления музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета. Галина участвовала в озвучивании фильмов и, возможно, даже выступала в цирке. Но в историю она вошла только потому, что в молодости позировала для знаменитой картины Бориса Кустодиева.

Автор: Подготовил Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото Андрея Коростелёва