Медиакарта
9:19 | 5 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Год учителя вступил в свои права

В приветственной речи, обращённой к участникам педагогической ассамблеи в Санкт-Петербурге, Президент Д. Медведев сформулировал основные направления развития современной школы. Начало серьёзного реформирования системы образования совпало во времени с Годом учителя.

О путях реализации поставленных задач, потенциальных возможностях нашего района для модернизации образования в свете требований Послания Президента Федеральному собранию РФ, его приветственной речи ассамблее, мы беседуем с начальником управления образования А.А. Сафрыгиным.

  • Александр Анатольевич, как много педагогов района могут считать этот год по праву своим?

  • В системе образования нашего района работают 469 педагогических работников. Из них 317 учителей общеобразовательных школ, 29 руководителей, 38 их заместителей, 9 старших воспитателей, 38 воспитателей, 33 человека иных категорий педагогических работников – это соцпедагоги, педагоги-психологи, воспитатели пришкольных интернатов. Высшую квалификационную категорию имеют 48 педагогов, 267 – первую, 204 – вторую. Несомненно, учителя, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования – все, кто передаёт людям знания, опыт, мастерство и любят своё дело, - могут смело считать Год учителя своим.

  • Что ждёт педагогов в год их профессионального признания? И чего ждёте Вы?

  • Сам факт проведения Года учителя уже знак того, что сфера образования привлекла внимание общества. Его проведение даст возможность ещё на ступеньку повысить статус учителя, развить его творческий и профессиональный потенциал. Сегодня перед учителем ставятся принципиально иные задачи. В нашем современном динамичном мире быть хорошим учителем непросто. Необходимо постоянно совершенствоваться и учиться: много читать, осваивать современную компьютерную технику, быть в курсе новейших информационных технологий и последних достижений науки. Уже сегодня пересматриваются некоторые позиции учебного процесса, ЕГЭ, вводятся стандарты нового поколения. Сами же педагоги признаются, что ждут от Года учителя новых социальных программ, грантов, повышения заработной платы, большего внимания со стороны руководства страны, и, конечно, талантливых учеников. Для нас, управленцев, Год учителя – это возможность показать всё лучшее, что создано отечественной школой и реализуется на практике, раскрыть те задачи, которые были сформулированы Президентом в стратегии-инициативе «Наша новая школа».

  • Греха таить нечего, в общественном сознании учительская профессия малопрестижная. Что, на Ваш взгляд, надо предпринять, в том числе на местном уровне, чтобы хоть как-то приступить к решению этой проблемы?

  • К сожалению, учитель на самом деле утратил свой прежний статус. Он всегда был носителем культуры, ему отводилась прежде всего духовная роль, роль наставника, пропагандиста, а уже затем учителя-предметника. Сегодня эти составляющие поменялись местами. Учитель должен сам внутренне измениться, должен стать личностью, тогда дети будут стремиться к общению с ним. А если он просто выполняет роль передатчика знаний, то такой учитель, как правило, малоинтересен. Второй момент: социальный пакет в полной мере учителю всё же не предоставлен. Да, мы находимся на относительно стабильном уровне зарплаты, это, несомненно, плюс, но этого недостаточно. Степень свободы учителя определяется возможностью, пребывая в нормальных жизненных условиях, осуществлять свои духовные, культурные и материальные потребности. К сожалению, педагог существенно ограничен в этом смысле. Здесь минусов пока много и решать их должны все уровни власти, будь то муниципальная, региональная или федеральная. И последнее - это привлечение, закрепление и поддержка молодых кадров в наших образовательных учреждениях. В районе работает всего 4% молодых педагогов. Кстати, на последней встрече с Президентом Александр Жуков пообещал к лету подготовить конкретные предложения по грантам для молодых педагогов. Планируется в течение двух лет выдавать этой категории учительства гранты по 250 тысяч рублей в год. Кроме того, рассматривается вопрос о предоставлении молодым специалистам жилья. В первую очередь это коснётся регионов Дальнего Востока и Сибири.

  • Выступая в Санкт-Петербурге, Президент сказал, что зарплата учителя «не соответствует высокой интенсивности и ответственности учительского труда». Какова средняя зарплата вагайского учителя?

  • В этом с Президентом трудно не согласиться. Заработная плата наших педагогов никогда не была высокой. С переходом на отраслевую систему она, конечно же, выросла, но больше повышений не было. Сегодня средняя заработная плата вагайского учителя составляет 12 432 рубля. Естественно, в Год учителя все педагоги ожидают, что их труд будет адекватно оценен обществом, властью. Некоторые сдвиги в этом направлении уже есть. Сегодня по поручению Президента прорабатывается вопрос о повышении зарплаты учителям начальных классов. Двадцать восьмого января подписан Указ Президента РФ «О денежном поощрении лучших учителей». В соответствии с этим документом лучшие учителя России, достигшие высоких результатов и получившие общественное признание, ежегодно ко Дню учителя будут награждаться денежной премией в сумме 200 000 рублей. Принять участие в конкурсе могут педагоги со стажем не менее трёх лет, работающие в образовательном учреждении и не занимающие административной должности.

  • Комфортной, а следовательно успешной, школу может сделать только коллектив творческий, дружный, которому под силу решение задачи, поставленной Президентом: «раскрыть способности каждого ученика». Что «должно произойти в наших умах», чтобы её выполнить?

  • Современным школьникам доступна любая информация, они более «продвинутые» по сравнению с предыдущим поколением. Поэтому мы должны понимать, что основная цель преподавания вообще и математики, к примеру, не состоит в том, чтобы сообщить ученику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорем, теорий. Необходимо строить преподавание таким образом, чтобы ученик стремился к добыванию новых знаний, к самостоятельному решению проблем, выбирая различные способы их решений.

  • Готов ли наш район перейти на новый норматив занятий физической культурой (не менее трёх часов), причём с учётом индивидуальных особенностей школьников?

  • Для выполнения этой задачи необходимы три составляющих: кадры, материальная база, качество предоставляемой услуги. В 25 образовательных учреждениях работают 27 учителей физической культуры. Из них 11 имеют высшее физкультурное образование, 1 – среднее специальное физкультурное, 13 - педагогическое и 2 без соответствующего образования. Имеются 18 спортивных залов, 8 помещений, приспособленных под спортзалы. Учебно-материальная база школ позволяет реализовать учебные программы в полном объёме.

Надо сказать, что результаты медицинских осмотров последних лет свидетельствуют о положительной динамике состояния здоровья школьников. В то же время произошло существенное увеличение заболеваний органов зрения. Очевидно, причина этого кроется в малоподвижном образе жизни, связанном с малоконтролируемым времяпрепровождением детей за компьютером дома.

  • Пожалуйста, назовите ключевые мероприятия, которые предполагается провести в Год учителя в нашем районе?

  • В 2010 году нам предстоит реализовать немало творческих идей. Педагогов и их воспитанников ждёт много конкурсов, открытых уроков, праздничных мероприятий. Это участие в региональном проекте «Педагогические династии», смотр-конкурс «История образовательного учреждения: события и люди», смотр-конкурс «Мой лучший урок», конкурс фотографий «Мой любимый учитель», конкурс-сочинение «Если б я был учителем, директором школы», конкурс творческих работ «Учитель на пять с плюсом», наш традиционный конкурс «Учитель года», в нынешнем году юбилейный, пятнадцатый.

  • Ваши пожелания коллегам в Год учителя.

  • Желаю всем педагогам творческого поиска, мудрости, высокой культуры, душевной доброты, новых интересных инициатив и свершений.

Ишмухамет ГАЙСИН