Медиакарта
1:22 | 11 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей

С 1 января 2022 года вступает в действие Федеральный закон от 01.07.2021  № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащий, в том числе новую статью 242.13-1 «Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей».

Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей – это деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Проводится он при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения, которыми являются  юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении.

Таким образом, начиная с 2022 года, Федеральное казначейство в ходе проведения бюджетного мониторинга при открытии участникам казначейского сопровождения лицевых счетов и осуществления операций на указанных лицевых счетах обязано проводить проверку наличия установленных оснований и признаков по результатам которой применять следующие меры реагирования:

- отказ в открытии лицевого счета;

- приостановление открытия лицевого счета;

- запрет осуществления операций на лицевом счете;

- отказ в осуществлении операций на лицевом счете;

- приостановление операций на лицевом счете;

- предупреждение (информирование).  

         Основанием для отказа в открытии лицевого счета участника казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются:

- наличие информации в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо к распространению оружия массового уничтожения;

- наличие решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функцию по противодействию финансового терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- нахождение юридического лица под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения и решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- регистрация юридического лица на территории государства, включенного в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

         Первые три вышеуказанные причины являются также основанием для запрета осуществления операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту).

Основанием для приостановления открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются:

- наличие информации о единоличном исполнительном органе юридического лица в реестре дисквалифицированных лиц;

- наличие информации о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица – производителя товаров, работ услуг.

Основанием для отказа в осуществлении операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения являются:

- наличие информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице – производителе товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения (далее – производителе товаров, работ, услуг), в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо к распространению оружия массового уничтожения;

- наличие в отношении производителей товаров, работ, услуг решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функцию по противодействию финансового терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- нахождение юридического лица, получающего денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения и решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Основаниями для приостановления операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения и для предупреждения (информирования) при открытии лицевых счетов или при осуществлении операций на лицевых счетах участников казначейского сопровождения является классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, формирование и ведение которого осуществляет Федеральное казначейство в порядке, установленном приказом Минфина России по согласованию с Росфинмониторингом.

По результатам бюджетного мониторинга Федеральное казначейство в установленном порядке обязано направлять в Росфинмониторинг информацию:

- о каждом факте открытия лицевого счета после приостановления его открытия;

- о каждом факте запрета осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете;

- о каждой операции по перечислению средств на лицевых счетах участников системы казначейских платежей, если сумма совершаемой операции превышает 50 миллионов рублей;

- о каждой операции по переводу денежных средств на банковские счета, открытые в кредитных организациях, при исполнении контракта на сумму совершаемой операции свыше 1 миллиона рублей.

Таким образом, Федеральным казначейством внедряется еще один механизм контроля за выдачей и использованием бюджетных средств, позволяющий на начальном этапе предотвратить возможные финансовые нарушения участниками казначейского сопровождения.

 Отдел казначейского сопровождения  УФК по Тюменской области