Медиакарта
22:27 | 4 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Оператор радиолокационной станции

Герой моего рассказа Евгений Витальевич Качаинов отнюдь не седовласый ветеран, в январе ему исполнилось всего 45 лет, но мы, служившие на границе, считаем его ветераном пограничных войск.

Родился Евгений, учился и работал в селе Ивановка Уватского района.

Вырос в семье, где мама учитель, отец - механизатор. Ему повезло до 14 лет жить в СССР, советская школа по тем временам считалась лучшей в мире. Окончив Ивановскую школу, Женя, не раздумывая, идет по отцовскому пути, а именно: поступает в Уватское СПТУ, чтоб получить профессию механизатора.

Повестка в военкомат на руках и Женя уже на призывном пункте.

Команда «Стройся!», и разношерстная колонна призывников садится в железнодорожный эшелон, который семь суток будет стучать колесами, унося новобранцев на Дальний Восток.

Попадает Евгений в школу сержантского состава, где готовят будущих начальников радиолокационных станций (РЛС), для сельского механизатора это тонкая материя. Дисциплина стоит железная: первая рота считалась на хорошем счету в пограничном отряде, а звание лучшей надо всё время доказывать своим усердием.

Постоянная строевая муштра, огневая подготовка, изнуряющие многокилометровые марш-броски, изучение специальных дисцилин превратили начинающего бойца в настоящего пограничника.

Закончились полгода учебы, сданы экзамены, впереди служба на станциях РЛС на озере Ханка, на границе с Китайской Народной Республикой. На этот момент отношения России и Китая стали относительно спокойными, вооруженных стычек между двумя государствами уже не наблюдалось, но это не означало, что можно полностью довериться соседу.

Озеро Ханка - самый крупный пресноводный водоем на Дальнем Востоке. Форма озера грушевидная с расширением в северной его части, которая находится на территории Китая. Молодому оператору РЛС непросто было следить по монитору за водной гладью озера. Это не океан и здесь водные цели малых размеров - малозаметные. Приходилось до слез всматриваться в монитор, чтобы не потерять обнаруженные цели. Застава «Новосельская», где служил Женя, была не полностью укомплектована, служить приходилось еще и «за того парня», который не прибыл на границу.

В распоряжении пограничников было совершенное по тем временам техническое вооружение: кроме РЛС, в помощь придавалась прожекторная установка Б-200 - махина с двухметровым в диаметре прожектором, казалось, что его лучи освещали все селения на китайской территории. Но даже без прожектора, особенно в ясную погоду, хорошо просматривалась водная гладь озера Ханка с наблюдательных вышек пограничной заставы. С них также можно было рассмотреть до 16 китайских деревень на сухопутном участке границы. В китайских деревнях в то время сохранялись глубокие пережитки. Однажды зимой сработала сигнализация, на мониторе РЛС отразилась малая движущаяся цель. Пограничники поднятой тревожной группы, двигаясь прямо по льду на УАЗ-469, стали проверять свой участок границы. Кругом белым-бело, ничего не видать, а потому УАЗ чуть не задавил китайца, нарушителя границы, который полз по сугробам в сторону нашей территории...

За время службы Евгению Качаинову еще не раз приходилось задерживать нарушителей границы, в поисковых группах по пять человек ходить по сопкам вдоль границы. Там можно было протянуть руку, и она на китайской территории. Тревожно было на душе наших ребят: что на уме у китайцев, кто их знает.

Жизнь после демобилизации для Евгения сложилась хорошо: любимая семья, надежная работа и отдельный дом в родном селе Ивановка.


Автор: Николай Давыдов, председатель Уватского отделения областной орга