Медиакарта
7:11 | 25 июня 2022
Портал СМИ Тюменской области

Цветники разбила в комнатах

10:00 | 26 мая 2022
Источник: Знамя правды

Одно из ярчайших направлений народного искусства – ручное ковроткачество, которое ещё до недавнего времени было широко распространено в нашем районе. Сейчас таких мастериц можно по пальцам перечесть. Зинаида Селиванова, жительница Видоновского поселения, за свою жизнь создала немало домотканных шедевров. Её ковры напоминают благоухающие цветочные клумбы.

Увлечение ткацким делом в семье Зинаиды Яковлевны передавалось по традиции от матери к дочерям. Девушку в юном возрасте этому ремеслу обучила Августа Павловна, которая в свою очередь переняла умения от своей родительницы – Фёклы Тимофеевны. Вместе с мастерством Зинаиде достался в наследство и старинный ткацкий станок (кросно), которым много лет пользовалась вся масальская родня.
Так как летом было всегда много работы по хозяйству, кросно устанавливали в светлом месте комнаты в конце осени, когда приберут все огороды и сделают заготовки на зиму.
Несмотря на свой солидный возраст, Зинаида Селиванова сегодня помнит все операции ручного ткацкого производства. Чтобы основать станок (скрутить и натянуть нити для основы), требуется особый навык. Для качества изделия важно, чтобы основа и уток были плотными, тогда ковёр будет крепким и прослужит много лет. Сырьё для изготовления шерстяных ковров заготавливали дома. «Всегда держали не меньше десятка овец. Летом состригали с них шерсть, затем её пряли, пряжу отстирывали как следует и красили. Тёмную – в чёрный цвет, белую – во все цвета радуги, – рассказывает мастерица. – Чтобы нити были яркими и не линяли впоследствии, мотки шерсти прополаскивали в воде с уксусом. Затем их разрезали на маленькие отрезочки по 3-4 см (жички), из которых получался ковровый ворс. Чаще всего ткали по готовым образцам, отсчитывали в каждом ряду необходимое количество жичек нужного цвета, прикрепляли их по одной к основе, и так постепенно получался цветок, а затем и весь букет. Иногда фантазировали, собирали рисунок по интуиции – тоже получалось красиво. Мы могли сидеть за работой допоздна. Хотелось поскорее закончить её и полюбоваться на результат».
По словам мастерицы, рабочий процесс по созданию одного изделия требовал большого внимания и усидчивости. Если в день тратить часов по пять, то можно соткать ковёр размером, например, 1,2 х 1,7 м за один месяц.
Традиционный сибирский ковёр с узнаваемым дизайном: на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков, обрамлённый яркой цветочной гирляндой, всегда можно было продать за приличные деньги, но чаще всего ткали для себя, молодые девушки готовили их в приданое.
Зинаида Яковлевна научила ткать и своих дочерей. Лидия и Татьяна всегда помогали ей, когда учились в школе. Созданные своими руками изделия по сей день украшают дом Селивановых.
Сейчас ручное ковроткачество уступило место другим современным видам творчества, но Зинаида Яковлевна верит, что сибирские ручные ковры снова войдут в моду, ведь они накапливают и сохраняют положительную энергию того, кто над ними работал, и создают настроение окружающим. А это особенно ценно.

Фото автора.

Автор: Лидия СОСНИНА