Медиакарта
9:42 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

След на земле

След на земле
15:37 | 25 февраля 2010

Кто-то из артистической среды сказал: «Актёр умирает дважды: первый раз физически, второй – когда о нём забывают».

Я вспомнил эту фразу в связи с годовщиной смерти бывшего коллеги-директора Юрминской средней школы Закирова Закира Фатхутдиновича.

Он умер в феврале прошлого года. А в памяти коллег – руководителей образовательных учреждений, членов педагогического коллектива, его воспитанников он будет жить долго.

Период нашей с ним работы в должности директоров школ почти совпал во времени. Руководителем Юрминской школы он стал в 1967 году, два года спустя директором Осиновской восьмилетки был назначен я. И до его выхода на пенсию в 2001 году в течение трёх с лишним десятков лет наши пути постоянно пересекались.

Ему пришлось работать в то время, когда об инновационных технологиях обучения, компьютеризации, Интернете педагоги и не помышляли. Всё решали знания, опыт, личность. Мне кажется, что как бы ни сложилась его педагогическая судьба, он всё равно рано или поздно должен был стать руководителем. И в этой должности находиться на пьедестале, на котором он, собственно, и пребывал все эти годы.

Юрминская школа значилась в числе лучших.

Эту добрую традицию юрминский коллектив бережно хранит и поныне: результаты единого государственного экзамена выпускников этой школы в тройке лучших по району, а по родному языку её учащиеся, побеждая в областных, участвуют в конкурсах республиканского масштаба.

Уж сколько лет прошло, а каждый из нас, отдавших образованию 3-4 десятка лет, думаю, иногда мысленно возвращается к концу 80-х, 90-м годам. Сколько было искренности, непосредственности, порой наивных заблуждений, которые рождались в пору жажды обновления. Мы верили, что можно работать без второгодников, что демократизация школы – это панацея от всех бед, что оптимизация – это наилучший путь к успеху в обучении…

Среди тех школ, что были в авангарде, экспериментировали, значилась и Юрминская. В начале семидесятых годов эта школа первой стала работать без второгодников.

В материалах по истории школы юрминский коллектив так характеризует своего бывшего директора: «Главной целью Закира Фатхутдиновича как директора школы являлась мобилизация работы коллектива на улучшение результатов учебно-воспитательной работы. Создание в школе соответствующих условий для труда учителей и учащихся, установление добрых, рабочих отношений между учеником и учителем, взаимосвязь школы и родителей, методическая работа с учителями-предметниками и внутришкольный контроль были основными путями достижения высоких результатов, над которыми работал директор».

В любом деле надо сначала вложить энергию и душу свою, лишь потом пойдёт ответный поток признания, принятия, уважения. В трудных условиях конца 60-х и начала семидесятых Закир Фатхутдинович сумел достроить просторное школьное здание, часть фундамента которого была заложена предыдущим руководителем. Первого сентября 1970 года юрминские школьники вошли, по меркам тех лет, в современные светлые классы. Думаю, что это был первый кирпич, заложенный молодым директором в основание своего будущего непререкаемого авторитета.

Хорошего учителя не заменят современные и суперсовременные технологии. Хороший учитель – это личность, которая умеет талантливо думать, принимать оптимальные решения, безупречно разбираться в профессиональных тонкостях. Таковым был З.Ф. Закиров. Вот что сказала о нём наша коллега, бывший директор Зареченской средней школы заслуженный учитель РФ В.И. Сырчина: «Никогда не видела Закира Фатхутдиновича хмурым и сердитым. Умный и доброжелательный взгляд, лёгкая юношеская походка, обаятельная улыбка. Казалось, что все мальчишки, его ученики, были похожи на своего директора. В то время наша школа была школой-интернатом, и многие ребята из района оканчивали курс средней школы у нас. Двух пареньков, Гайсина Мансура и Фатхуллина Азата, приехавших из Юрминской школы, нельзя было не заметить. Скромные, подтянутые, всегда готовые к урокам, они стали гордостью класса во всём: спорте, учёбе, внеклассных делах.

Хорошо помню первый семинар, на котором мне довелось побывать в Юрминской школе. Дорога до Юрмов была долгой, стояла зима, и когда озябшие директора перешагнули наконец-то порог школы, взгляду открылась картина, которую отчётливо помню до сих пор: шла перемена, но ребятишки не сновали по коридору, как это обычно бывает, они танцевали, причём все, и делали это так увлечённо, что, казалось, не замечали гостей. Потом были блестящие уроки, один из которых провёл сам директор. Он был примером во всём и для своих учеников, и для коллег».

Вспоминается ещё одно известное в педагогических кругах выражение «Учатся у тех, кого любят».

Возглавлявшая в те годы районную профсоюзную организацию и принимавшая самое непосредственное участие в работе по совершенствованию образовательного процесса в районе Е. Н. Карпова вспоминает: «Закир Фатхутдинович – учитель высшей квалификационной категории. Его бывшие ученики, которые успешно трудятся в школах, отмечают, что любовь к профессии учителя, ответственность и творческое отношение к выполнению любого поручения, трепетное отношение к ученикам они приняли как эстафету от своего учителя, директора школы и просто замечательного человека».

Это здорово, когда ученики любят своего учителя, прислушиваются к нему и, наверное, счастье, когда удаётся стать таким педагогом. Закирову это удалось.

Характеризуя его как руководителя, Евдокия Никитична продолжает: «Юрминская школа неоднократно занимала призовые места в смотре-конкурсе по подготовке школ к новому учебному году. На базе этой школы часто проводились районные семинары для учителей, руководителей школ и их заместителей. Особенно насыщенными по содержанию и яркими по форме были районные и областные семинары для учителей родного и русского языка татарских школ по проблемам здравоохранения, культуры и истории татарского народа».

Многолетний и безупречный труд Закира Фатхутдиновича достойно вознаграждён: он «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Почётный гражданин Вагайского района». Он оставил весомый и зримый след на земле.

Ишмухамет ГАЙСИН, директор Вагайской средней школы с 1978 по 2006 год, заслуженный учитель РФ