Медиакарта
0:17 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вниз по Иртышу

Вниз по Иртышу
14:48 | 14 декабря 2010

Мы целый год мечтали о том, чтобы отправиться вверх по таежной речке Демьянке, где проживают коренные жители Уватского района ханты, познакомиться с их традициями и обычаями, а также побывать на местах бывших поселков лесозаготовителей.

К большому сожалению, уровень воды в Демьянке нынче оказался слишком низким для того, чтобы осуществить задуманное. Было решено изменить маршрут и поплыть вниз по Иртышу от Увата до Тугалово, чтобы провести мониторинг археологических стоянок, расположенных в пойме реки, и проверить берега на предмет палеонтологии.

Итак, утром 20 сентября 2010 года катер «Уватсервис» отошел от левого берега Иртыша и мы отправились вниз по реке для проведения археолого-палеонтологической экспедиции.

Состав экспедиции небольшой: тобольский археолог Л.Н. Сладкова, директор музея «Легенды седого Иртыша» Л.А. Телегина и научный сотрудник музея О.В. Бронникова.

Первую остановку сделали у Сургутской косы, на правом берегу Иртыша недалеко от Увата. Нам удалось отыскать на берегу два больших зуба мамонта и один маленький. Это были наши первые палеонтологические находки.

В этот же день решено было обследовать Кошелёвское городище около села Осинник.

В середине XVIII века эти места посетил исследователь истории Сибири Г.Ф. Миллер. От местных ханты он узнал о городке Кошель-ваш (ваш, вож - по-хантыйски укрепленное городище, поселение), в котором жил прежний владелец этой территории - князец по имени Кошель.

Раскопки проводились в северной части памятника в начале 80-х годов ХХ века. В ходе раскопок было установлено, что люди жили здесь с IX по XVI век нашей эры. В этом районе поселения были обнаружены следы ремесленного производства: остатки железоплавильных горнов, изделия из железа, цветного металла, кости, глины, многочисленные обломки кухонной глиняной посуды и кости животных.

Сегодня археологический памятник находится в неплохом состоянии, сохранились вал, ров. Но, к большому сожалению, здесь видны следы деятельности «черных археологов».

21 сентября стали осматривать левый берег Иртыша вверх от Осинника с целью обнаружения могильника.

Любовь Николаевна Сладкова сообщила нам, что в 1960 году студент Омского училища Ищенко сдал в Тобольский музей бисер и металлические подвески, найденные на берегу у отметки «390 километр». Это был могильник, так как из берега торчали человеческие кости.

Мы ничего не смогли обнаружить, скорее всего, что могильник уже давно смыло в реку.

После вкусного обеда, который нам приготовили капитан Иван Кошкаров и его помощник Владимир Стадников, отправились обследовать правый берег реки от Ищика до Юровского. Торговцы из Болчар, грузившие товар на неводник, рассказали нам, что несколько дней назад в ложбинке на берегу Иртыша, недалеко от взвоза была найдена голова большого тура (зубра).

Собиратели костей постоянно проходят по берегу в поисках находок, а затем сдают их скупщикам. Поэтому, несмотря на низкий уровень воды в реке, интересная палеонтологическая находка - это большая удача. В темноте с трудом добрались до вагончиков, стоящих на месте бывшего села Юровского. Там нас ждала прекрасная баня и ужин, приготовленный Сергеем Георгиевичем Кошкаровым, отцом нашего капитана. Заночевали в вагончике базы геологов.

22 сентября. Утром внимательно рассмотрели базу. Сергей Георгиевич всё здесь по-хозяйски обустроил, сделал карниз и наличники к домику, вырезал лебедей из автомобильных покрышек и раскрасил их в белый цвет, соорудил бассейн с водой и поместил туда вырезанных из пенопласта и покрашенных утку с утятами, разрисовал даже собачью будку, а рядом с домиком разбил огородик под овощи. На прощанье хозяин подарил нам окаменевший кусок дерева и зуб животного.

Возвращаясь к месту стоянки катера, свернули вправо от дороги, ведущей к деревне Ищик, и подошли к Юровской церкви.

В 1800 году вышел высочайший указ о строении в России (равно как и в Сибири) одних только каменных церквей. Действие этого указа продолжалось 16 лет. В результате в 1804 году началось строительство каменной церкви в селе Юровском. Престолов в ней было два: первый, главный престол - во имя святых праведных Прокопия и Иоанна устюжских чудотворцев - в холодном храме и второй - во имя святых мучеников Флора и Лавра - в теплом храме.

С установлением советской власти в крае резко меняется отношение к религии. Повсеместно стали закрывать церкви, регистрация актов гражданского состояния была передана в ревкомы, а затем в советы. 31 июля 1930 года на заседании комиссии при Тобольском окружном исполнительном комитете Уральской области слушался вопрос по пересмотру дел о закрытии молитвенных зданий в округе. По решению комиссии закрыли и передали населению под культурные цели и Юровскую церковь.

Село Юровское не существует уже более 20 лет, а храм стоит, начав отсчитывать третье столетие. Когда подходишь к этой церкви или проезжаешь мимо, обычно начинаешь ощущать, как понывает сердце. Что же мы, люди, натворили? Ведь за всё содеянное придется расплачиваться если не нам, то нашим потомкам.

В этот раз мы были приятно удивлены тем, что увидели иконки на деревянном стенде, висящем в разрушенном храме. Значит, приходят сюда люди и обращаются с молитвой к богу. Выйдя из разрушенной церкви, спустились к Иртышу и, подобрав собранные вечером экспонаты, оставленные на берегу, отправились к месту стоянки катера, чтобы продолжить свой маршрут.

(Продолжение следует).

Людмила ТЕЛЕГИНА,

директор музея «Легенды седого Иртыша»

фото Ольги БРОННИКОВОЙ