Говорят, что люди искусства далеки от повседневной скучной жизни,
замыкаясь в прекрасном мире высокого. Однако это не про Анну
Александровну Лукьянову. В своей деятельности ей умело удаётся сочетать
романтичность преподавателя ИЗО, деловитость и жёсткость завуча,
активность и целеустремленность в самосовершенствовании.
Любовь к прекрасному ей прививали не умелые педагоги детского сада или
школы искусств. В детском возрасте мама внимание Ани заостряла на том,
как прекрасен окружающий мир вокруг: "Посмотри, какое небо красивое,
какие деревья, какие листочки!" - это, плюс, конечно же, талант породили
желание выражать всё на бумаге.
В Омской области, откуда Анна Александровна родом, как и в Богандинке,
где протекали её школьные годы, раньше не было ни школы искусств, ни
кружков, позволивших развиваться юному дарованию. "Я - самоучка", -
рассказывает педагог. Однако было желание связать свою жизнь с
искусством. "Хотела поступать на юридический, но поняла, что тяги
нет ни к чему, кроме рисования!", - признаётся Анна Александровна. Но в
Академию искусств и культуры не взяли - не было аттестата школы
искусств, не взяли и в колледж по той же причине. Поэтому поступила в
Тюменский педагогический колледж на только открывшееся отделение ИЗО.
Здесь-то и суждено было Анне развернуться в своей деятельности под
руководством Любови Николаевны Устенко. "Очень сильный преподаватель,
многому научивший как методист и как живописец", - с благодарностью
вспоминает бывшая студентка. "В стенах колледжа рождается настоящая
любовь, появляется "азарт" к искусству, к живописи, через трудности и
слёзы", - признаётся она.
После обучения Анна Александровна не изменила полученной профессии: была
Червишевская школа искусств, тюменский детский центр "Пламя", но в конце
концов она вернулась в родную Богандинку.
Первой двери для неё открыла Богандинская школа N 2. Уроки ИЗО и мировой
художественной культуры не давали педагогу развернуться в полную силу,
тогда появилась идея открытия ИЗО-студии. В результате к рабочим будням
прибавились творческие выходные: на студию отводилось время по субботам
и воскресеньям. Начинали практически с нуля: ни мольбертов, ни натурного
фонда, конечно же, не было. "Ребята приносили мне из дома ткани,
тарелки, вазочки - с этого мы начинали учиться", - вспоминает Анна
Александровна. Тем не менее, в таких "полевых-боевых" условиях педагогу
удалось раскрывать таланты, да какие! В 2007 году работы ребят завоевали
главный приз - телевизор - в конкурсе рисунков, который проводила
телерадиокомпания "Регион-Тюмень" в честь своего 50-летия. Дальше были
ещё выставки - районные, областные - их не перечесть, даже
всероссийские, куда картины отправлялись в посылках, по почте, и здесь
подопечные педагога также были отмечены Почётными грамотами и даже
приглашениями в музей-заповедник им. Пушкина в Москве. Одна из недавних
- выставка "Тюменский звездопад" в Академии искусств и культуры,
результаты которой ещё не известны.
Но всё же душа требовала подходящих условий для творчества. И такие
целиком и полностью удалось создать в Детской школе искусств
"Вдохновение", куда Анну Лукьянову пригласили работать не только на
должность преподавателя, но и на должность заведующей учебной частью
школы. Несмотря на творческую натуру (принято думать, что художники чаще
рассеянны, непрактичны), в её работе чувствуется система, порядок,
жёсткость, целеустремленность, знание своего дела.
В новой школе у Анны Александровны появился собственный уютный кабинет,
обставленный по её вкусу, украшенный работами детей. Здесь есть и
мольберт, и натурный фонд - всё для плодотворной деятельности. Многие
дети, занимавшиеся с педагогом в школе N 2, перешли за ней в школу
искусств. "Это мое продолжение", - с гордостью заявляет учитель. Есть у
Анны Александровны и выпускницы, решившие связать свою жизнь с
искусством, поступив после школы в образовательные учреждения культуры.
С ними она поддерживает связь, радуется их успехам, рассчитывает в
дальнейшем увидеть их своими помощниками.
Жаль вот только: на собственное творчество остаётся совсем мало времени
- ведь работа педагога (а под её руководством сейчас развиваются таланты
45 детей) плюс должность завуча занимает очень много времени. Тем не
менее Анна Александровна не останавливается на достигнутом: в этом году
она стала студенткой Академии искусства и культуры, в этом же году она
приняла участие в открытом городском конкурсе профессионального
мастерства "Преподаватель года - 2010", который проводится среди
работников учреждений культуры и дополнительного образования детей.
Почему решилась на этот конкурс? "Потому что есть наработки, есть что
показать, есть чем поделиться", - отвечает Анна Александровна.
С честью выдержанные испытания (а это и защита образовательной
программы, за что Анна Александровна удостоилась похвалы от жюри, и
проведение открытого урока в незнакомом классе, и самопрезентация с
выставкой детских работ) принесли педагогу диплом лауреата третьей
степени. Несмотря на успех, она не даёт себе расслабляться, ставя всё
новые и новые задачи, одна из которых - стать "Педагогом XXI века" в
областном конкурсе.
Ирина РАМИХ.
п. Богандинский.