Медиакарта
6:18 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

И служба, и дружба, и «табачок» не врозь

Кинолог Анатолий Агафонов из Заводоуковска в следственном изоляторе № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний трудится уже 10 лет. А ведь о том, что он когда-то будет работать с собаками, горожанин и не думал.

После окончания Горюновской школы Анатолий освоил профессию техника по ремонту промышленного оборудования в Заводоуковском филиале нефтегазового колледжа. Затем служил в Военно-морском флоте на северных рубежах страны. А вернувшись из армии, парень твёрдо решил работать в силовых структурах. Предлагали ему должности в ГИБДД, полиции. А один знакомый порекомендовал попробовать освоить азы кинологического мастерства. Так в 2012 году Анатолий Агафонов оказался на службе в следственном изоляторе № 2. Начинал инструктором, сегодня он уже начальник кинологического отделения казённого учреждения, где в его подчинении 11 специалистов и 17 служебных собак.

Уже несколько лет в напарниках у Анатолия верный лабрадор Жора, который специализируется по поиску наркотических веществ. Кстати, у четвероногого необычная судьба. Большинство служебных собак рождается в питомниках, и как только щенки уверенно встают на лапы, получают соответствующее «образование» в специализированных школах. Но Жора приступил к обучению только в полтора года. А всё потому, что пришёл на службу сам! Семь лет назад поздней осенью у центрального входа в следственный изолятор сотрудники обнаружили приблудившегося молодого лабрадора. Собаку приютили, через соцсети, газету и расклеенные по городу объявления пытались найти хозяев. Однако даже спустя несколько месяцев владельцы не откликнулись. Лабрадор тем временем со служебными собаками посещал тренировочный городок.

– Там-то я и заприметил способности Жоры, – вспоминает кинолог Агафонов. – Он всё схватывал на лету. Посовещавшись с руководством, отправили хвостатого питомца к ветеринарам для прохождения соответствующих процедур, а после – в Красноярский центр повышения квалификации служебных собак на курсы и экзамены, с которыми он отлично справился. Домой лабрадор уже вернулся как Хиллс-Ловелас. Такую кличку записали в собачьем паспорте, однако Жора к ней так и не привык. Кстати, пёс ездил  на учёбу с другим кинологом – меня перевели на новую должность, думал, что на этом наши пути разошлись. Но спустя годы судьба вновь свела нас, и вот уже около трёх лет мы снова – одна команда.

Кстати, заводоуковские кинологи Анатолий Агафонов с Жорой и Алексей Кайгародов с немецкой овчаркой розыскного профиля по кличке Цыган заняли первое место в региональных ведомственных соревнованиях по многоборью со служебными собаками.

– Трудно остаться незамеченным строгим жюри, когда собака с изюминкой, – продолжает разговор А. Агафонов. – У нас в питомнике все такие. К примеру, если четвероногий обнаруживает «закладку», сразу же садится, подавая знак кинологу. Наш же Жора не только выполняет эту команду, но и, как будто немного стесняясь, отворачивает морду и лапой указывает на место спрятанного свёртка.

А ёще лабрадор – «работающий пенсионер». Обычно служебные собаки уходят на заслуженный отдых в шесть-семь лет. Однако почти девятилетний Жора всё ещё безошибочно сдаёт все нормативы и проходит медицинскую комиссию. Так что кинолог о «гражданке» своего четвероногого напарника пока не думает.

– Вот как научится Жора сам рапорт писать, тогда и видно будет! – отшучивается Анатолий Агафонов.

Автор: Андрей КОРОСТЕЛЁВ. Фото автора