Медиакарта
8:02 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жива вера в сердцах людей!

09:00 | 14 марта 2023
Источник: Красная звезда

В селе Ермаки на месте снесённого в 1937 году Никольского храма установили стелу в виде церкви с куполами

   Храм – это дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в печали, где можно получить надежду и помощь, попросить и поблагодарить. Не зря считается, что любая церковь – это частичка неба на земле…

                                  «Село без храма – как дом без печи»

   Эта пословица была придумана русским народом. В дореволюционный период, на протяжении долгих веков, в нашей стране строили храмы повсеместно. И не случайно по значимости их сравнивали… с печкой. Без печки нельзя было представить быт наших предков: она и согревала, и кормила – в ней готовили пищу, и лечила – греясь на тёплой печи, больные скорее поправлялись от простуды и подобных заболеваний. По тому, в каком состоянии находилась в доме печка, судили об её хозяевах. Например, если печь чистая, побеленная, то и хозяйка в этой избе живёт трудолюбивая. Неисправность печки означала голод и холод для семьи. И настолько православным верующим были необходимы храмы, что их отсутствие они сравнивали с потерей печки, то есть с духовным голодом и холодом.

   Картина русскому человеку была такая привычна: чуть покрупнее деревня – и в ней уже обязательно есть Божий дом, без преувеличения сердце деревни, центр объединения и силы. Так было и в Викуловском районе. Ещё в начале прошлого столетия в Чуртане стоял Вознесенский храм, в Озерном – Никольский, в Балаганах – Казанской иконы Божией Матери, в Ермаках – храм во имя святителя Николая, в Базарихе – во имя святителя Феодосия Черниговского, в Малахово – во имя Архистратига Михаила, в Калинино – Вознесенский, в Каргалах – Христо-Рождественский храм, в Рябово – во имя Петра и Павла… Все они были разрушены в двадцатых-тридцатых годах. Полностью восстановить, и то  только в конце двадцатого века, удалось Викуловский Свято-Троицкий храм.

                                  Из истории Никольской церкви

   Ермаки от районного центра Викулово отделяет порядка семидесяти километров. Село было основано в 1886 году белорусами-переселенцами, выходцами из деревни Рагинь Рогачёвского района Могилёвской области. Чтобы заселить территории таёжной зоны, приспособить целинные земли под пашни, им пришлось долго и много трудиться, не жалея сил.

   Переселенцам и так было тяжело, а без своего храма – вдвойне. Поэтому, не успели они «окрепнуть», обжиться на новом месте, сразу же взялись за его строительство. Никольская церковь в Ермаках была открыта в 1910 году. А первые записи о крещении людей в архивной церковной книге сделаны в 1912-ом.

   По словам потомков очевидцев, священнослужителей в церкви было двое. Один из них утонул в реке Тенис, и это место до сих пор называют «Поповским омутом». Второй, батюшка Иван Корнилович Модестов, служил в храме вплоть до его разорения. У него была большая семья: жена Надежда Фёдоровна,1893 года рождения, и семь детей. Чтобы прокормить семью, отец Иоанн держал большое хозяйство: коров, лошадей, пчёл, кур, гусей. Он с любовью проводил богослужения, исполнял все церковные требы. Этого человека на селе уважали.

   Церковь старожилы описывали так: «Деревянная, высокая, больших размеров. Стояла на увале, где сейчас находятся хозяйственные постройки Прокопцовых. Красивые, высокие окна выходили на реку Тенис». Украшением церкви были колокола. Самый большой колокол располагался в центре колокольни, а по бокам - два колокола меньших размеров. Их звон слышался не только в Ермаках, но и в соседних деревнях.

    Имелось в Никольской церкви и множество старинных икон. Стояли они в два - три ряда. От них исходила благодать на людей. В большие православные праздники жители шли в сельскую церковь. Ни в один из праздников церковь не пустовала. Прихожане добирались сюда из разных уголков: на лошадях, пешком - кто как мог. А деревенек рядом с Ермаками тогда находилось много: Еловка, Осиновка, Битьёво, Муравлиное, Скрипкино, Тамакуль, Пестовка, Жигули, Спириха… Ехал народ и из дальних деревень Омской области. Посещать церковь набожные люди считали своим долгом, образом жизни.

   Все традиции, которые передавались из поколения в поколение, исполнялись. Особенно красочные воспоминания оставили старожилы о предпасхальном дне Красной субботы. В это время ходили в лес, заготавливали мягкие ветки пихты, приносили домой и устилали ими пол, раскладывали в сенях и на крылечке. С вечера топили русскую печь, и праздничный пасхальный обед к утру был готов. Крашеные яйца, заранее приготовленные куличи и другие яства вёдрами, несмотря на расстояние, несли в Никольскую церковь для освящения.

                                               Такое не забывается

   В воспоминаниях свидетелей далёких событий всё описано так, как происходило на самом деле. В администрации Ермаковского сельского поселения оформлена папка, в которой собрана вся подробная информация. Хранят её страницы и историю разрушения Никольского храма. А было это так.

   Накануне Пасхи в 1937 году квартирант Елизаветы Прокопьевны Веренковой Пётр Дериглазов, проживающий с женой и двумя дочерьми, предупредил хозяйку, что будут громить церковь, бросать в окна кирпичи. Посоветовал ей во время службы возле окон не стоять. Случилось так, как он и говорил. Но, несмотря на попытки прервать службу, этого сделать не удалось. Убежали с неё только дети, остальные прихожане встали возле стен и продолжили молиться. Батюшка Иоанн стоял в центре храма, читая молитвы. Продолжал служить, махая кадилом, хотя кирпичи летели в разбитые окна. Господь хранил батюшку и людей, никто не пострадал.

   В этот день иконы не тронули. Позднее иконы стали выбрасывать из церкви, топтать их ногами, сбрасывать в овраг, сжигать в пожарной организации. Те, кому было жаль иконы, забирали их домой тайком. Житель Ермаков Фёдор Босяков принёс домой икону, и долгое время она находилась в семье, а позднее «остановилась» у дочери Лидии Филипповны Прокопцовой и её мужа Павла Ефимовича. После их смерти икону передал в храм села Викулово их сын.

   Но были и другие случаи. Одну из икон с ликом Иисуса Христа жительница села приспособила для хозяйственных целей. Служила икона долгое время у неё в кладовке вместо двери, пока дом не купила семья Александра  Макаровича и Феодоры  Даниловны Суздалевых. Они сняли икону с «дверей» и поставили в красный угол в доме. Икона эта была обезображена: у образа Иисуса Христа выколоты оба глаза острым предметом, крест на крест перечёркнута вся икона.

   Летом 1937 года, в самый разгар сенокоса, раздался страшный гул по окрестностям Ермаков. Это снимали колокола с Никольской церкви. Председатель сельского Совета поднялся на колокольню, набросил на колокола верёвки, а внизу мужчины тянули их вниз. Позже её и вовсе разобрали. Так Ермаки лишились собственного храма.

                                           От раздумий – к действиям

   Можно только представить эмоции тех ермаковцев, для которых в те годы храм был любим и значим. Что они чувствовали, когда их святыня была поругана? Опустошение, грусть, сожаление… Храм, лишившись купола, осиротел, а вместе с ним как будто осиротело и само село. Он стоял на возвышенном месте у реки Тенис и был виден далеко за пределами населённого пункта. Жители вспоминают: без куполов храм как будто стал «обезглавлен». Зрелище это было жуткое.
   После полного его разрушения остался лишь пустырь – безмолвное, но символичное напоминание о случившемся. Неподалёку возвели Дом культуры, где проводили концерты, праздники, отмечали все значимые события. Но верующие всегда с тоской смотрели в ту сторону, где стоял Божий дом. И многие, многие носили в сердцах идею: «Придёт время, и храм обязательно восстановим!»

   «Нельзя, чтобы такие намоленные места оставались забыты…» - так думала и школьница Марина Ожгибесова, бывая на том пустыре. «Как сделать так, чтобы этого не произошло?» - рассуждала она, уже будучи взрослой женщиной.

   В Ермаках Марина Алексеевна родилась и выросла. В райцентр переехала более тридцати лет назад. Здесь у неё семья, работа - трудится в районном Доме культуры бухгалтером. Вырастили с мужем четверых детей, уже есть восемь внуков! На малой родине, где знакома каждая тропинка, бывает часто, навещает оставшихся там родственников.

   Её предки были одними из первых жителей Ермаков. Прадед Димитрий Исидорович Ожгибесов – первый учитель при местной церковно-приходской школе. Возможно, отсюда и берёт корни духовность всей этой семьи. Димитрий Исидорович был родом из деревни Монастырки Пермской области. Тобольская епархия направила его работать в Ермаки, когда там открылся Никольский храм. Так семья Ожгибесовых по линии отца Марины поселилась в белорусском селении. Известно, что учитель умер в 1937 году в возрасте 57 лет. В тот же год, когда был разрушен храм.

   - Наше село Ермаки само по себе уникальное, - рассказывает Марина Плюхина (Ожгибесова). – На мой взгляд, здесь, как ни в каком другом уголке района, особенно чувствуется связь поколений. Здесь бережно относятся к старине, создан музей, экспонаты которого рассказывают о быте переселенцев. Испокон веков люди тут жили верующие. Такой была и наша семья. Когда храм разрушили, иконы жители забрали домой и хранили в тайне. У меня самой хранятся две иконы, они достались мне ещё от бабушки, матери моей мамы Марины Елисеевны Черняковой. Мой отец Алексей Георгиевич работал председателем Ермаковского сельского совета и агрономом, мама Евдокия Елисеевна – в местной больнице дезинфектором, потом санитаркой. В семье нас было трое детей. А вот бабушка Марина – мать-героиня. Вырастила двенадцать ребятишек, десять из которых родила сама, а двое были детьми мужа. Вторая бабушка, мама отца, Вера Николаевна Цитрикова, тоже жила с нами. В основном нашим воспитанием она и занималась. Бабушка Вера часто говорила мне о храме. Особенно врезались в детскую память её слова о том, что после разгрома церкви все колокола были сброшены в рядом протекающую речку. Долго ещё они лежали в воде и блестели на солнце. В детстве этот момент казался мне особенно печальным, я не понимала, как можно сделать такое. А ещё бабушка рассказывала, что у людей, кто принимал участие в разгроме храма, судьба трагически окончилась…

   Мысли о Никольском храме не покидали Марину с юных лет до зрелого возраста. Вопрос сохранения исторической памяти важен, и ей казалось, что неправильно оставлять его без внимания. В 2020 году решила: пришло время действовать, откладывать дальше нельзя. И всерьёз занялась решением этого вопроса.

   Изначально планировала установить на месте Никольского храма поклонный крест. Обратилась за содействием к настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Владимиру. Он написал в Тобольскую епархию, чтобы дали на это разрешение. Но, когда были опрошены местные жители, оказалось, что не все поддерживают такую идею. Марина Алексеевна опускать рук не стала, начала искать другой вариант. В итоге предложила установить стелу в форме церкви с куполами, которая бы по форме напоминала Никольский храм. Эта идея больше «приглянулась» населению и получила одобрение.

   Полностью осуществить задуманное Марине Плюхиной удалось при поддержке земляков и администрации Ермаковского поселения. А ещё – своей семьи. Вся родня поддержала благородную инициативу. Инициатору же пришлось проделать огромную работу: собрать подписи жителей – а это было в 2020 году, в непростое время пандемии, объяснить каждому важность предстоящего дела, подготовить участок, оформить все документы, найти и заказать эскиз стелы, затем привезти её, установить, частично благоустроить площадь возле неё… С поиском необходимой информации о храме Марине помогла уроженка Ермаков Елена Новикова. Общими усилиями начатое дело было успешно завершено. На это ушло два года.

                                                Открытие стелы

   Дата 15 октября 2022 года запомнится ермаковцам. В этот день на территории их сельского поселения появился ещё один культурный объект, новая достопримечательность. 28 числа состоялось открытие стелы. На нём присутствовали неравнодушные жители, представители местного руководства и иерей Сергий. Собравшиеся прошли крестным ходом к месту, где раньше стоял Никольский храм, возложили к стеле гвоздики. Иерей Сергий освятил её. 

   - Жители восприняли новость об установке стелы положительно, - говорит глава Ермаковского поселения Светлана Ожгибесова. – Мероприятие прошло в торжественной обстановке. Летом около стелы будет проводиться выкос травы, чтобы все желающие и гости села могли к ней подходить. Это, прежде всего, память. Да, храма давно нет, даже его фото уже не найти – не сохранилось. Так же и память: если не увековечить, может бесследно исчезнуть. А стела ещё нескольким поколениям расскажет о событиях минувших веков.

   Металлическая конструкция с информационным стендом была установлена полностью за счёт Марины Алексеевны. Но она признаётся: деньги в этом случае - не главное. На вопрос, что же она почувствовала, когда дело было сделано, ответила:

   - Наверное, облегчение. Как будто исполнила свой долг. Но я не для себя это сделала - для людей, для внуков своих, чтобы помнили.  

   Таким образом сохранена не только память о храме, но и о предке – Димитрии Исидоровиче Ожгибесове. Его имя также вписано на стелу, наряду с первым священником Георгием Герасимовичем Якушиным, псаломщиком Гавриилом Терентьевичем Журбой, церковным старостой Евдокимом Григорьевичем Мельниковым и другими деятелями. Также на стенде указано, что последняя служба в Никольском храме была проведена 2 мая 1937 года. Сказано и про священника Ивана Корниловича Модестова, проводившем её. Тот самый батюшка Иоанн был арестован 28 мая этого же года, осуждён «тройкой» Омского УНКВД 23 августа и расстрелян в Омске 27 августа. Реабилитирован 4 июля 1989 года.

   Та же участь постигла и сторожа церкви Кузьму Макаровича Зубарева. Он был расстрелян в Ишиме 18 августа 1937 года. Старосту Ефрема Илларионовича Босякова расстреляли в Омске 31 марта 1938-го. Оба пострадавшие за веру мужчины также в последствии были реабилитированы.

   Ермаковцы с уважением отзывались о появлении стелы, потому что нашёлся человек, который сделал то, о чём думали многие, но не решались сделать. Много откликов получили новости об этом событии и в социальных сетях. «Живёт село, и предков своих помнит», - отмечали в них те, кому история родного села не безразлична. И в целом по стране отмечается всё большее обращение народа к своим традициям, религии. Основу православия составляют нравственность, любовь, сострадание, патриотизм. Поэтому, чем больше мы будем обращаться к истокам нашей веры, чем больше памятников будем возводить и ценить историю своей страны, извлекая уроки из прошлого, тем сильнее станем как народ…

                                                 Вопреки всему

   Того Дома культуры в Ермаках, что стоял рядом со старой церковной территорией, уже давно нет. Его снесли в 1988 году, построили новое здание на другом месте. Оттого на увале теперь не шумно. И по-прежнему живописно. Рядом всё также протекает речка Тенис, в которую около века назад были сброшены церковные колокола, шумят высокие деревья…

   - Может, кто-то скептически отнесётся к тому, что я скажу - смотря кто как духовно воспитан, - считает Марина Плюхина. – Но я думаю, что эта возвышенность у Тениса - святое место, потому что здесь стоял храм. Хочется сказать большое спасибо тем, кто поддержал мою идею, помог словом и делом. Дай Бог всем здоровья!                                                       

   Слова Марины Алексеевны о том, что народ в Ермаковском поселении по большей части живёт верующий, находят подтверждение в разных вещах. Тому наглядный пример – сохранение уникального для России обряда «Свеча» в первозданном виде. Зародился он в соседней с Ермаками деревне Осиновке, основанной также белорусами-переселенцами. Сотни людей, несмотря на январские морозы, каждый год собираются в этот праздник в Осиновке, чтобы поклониться чудотворной иконе «Воскресение Христово».

   Со времён войны и до наших дней местные жители носят эту икону из дома в дом 7 января. Постилают по дороге солому, все собравшиеся люди становятся на колени, а двое мужчин несут тяжёлую трёхстворчатую икону над головами людей в следующий дом. И стоит икона в этом доме вновь до Рождества. А после её уносят к следующим хозяевам. Раньше икона возвращалась в какой-либо дом через много лет, так как численность населения деревни была большой. Сейчас она существенно сократилась.

   Про обряд не раз писали в нашей газете «Красная звезда» и других печатных изданиях, снимали сюжеты, фильмы и показывали по телевидению. С каждым годом народу на «Свече» становится всё больше. Она стала своего рода «визитной карточкой» Викуловского района, о ней знают далеко за его пределами. В 2022 году этот обряд был внесён в список объектов культурного наследия регионального значения.

   Уезжают люди со «Свечи» с благословлением Божьим, со спокойствием в душе и надеждами на лучшее – каждый со своей… Живущие на этой территории люди по-прежнему тянутся к родной вере и не забывают свои традиции, приобщая к ним других. То, что обряд «Свеча» сохранился в нашей сибирской глубинке практически без изменений, можно считать настоящим чудом.

   А вообще в Ермаках несколько лет назад уже предпринимались попытки восстановить былой храм. Начала это дело Надежда Алексеевна Девина (Леоненко) летом 2013 года. Тогда подключились к этой работе глава поселения Надежда Оленич, представители руководства, настоятель Свято-Троицкого храма в Викулово отец Владимир и другие люди. Но восстановить храм оказалось слишком затратно, финансовых средств на строительство не нашлось. Было предложено вместо этого открыть часовню.

   Батюшка встретился с церковным Советом, созданным в Ермаках. Он обстоятельно объяснил пути, по которым жителям нужно идти к цели. Те исполнили всё, как требовалось. В день празднования Николы Зимнего, когда почитают святого Николая Чудотворца, группа единомышленников ходила на то место, где раньше стояла церковь. С собой принесли икону, читали акафист, канон, просили у Бога благословения.

   И вот, в старом магазине, взятом в аренду в Ермаках, всё-таки появился молебный дом. Действует он и сегодня, на протяжении почти девяти лет. Здесь, в этом молебном доме, теперь хранится та самая икона с перечёркнутым ликом Иисуса Христа, которая много лет служила дверью. Сколько ей пришлось всего «пережить», чтобы снова оказаться на своём месте! А носит часовня такое же название, как и разрушенный храм ранее – Никольская. Вот такое получилось возрождение утраченного.

   …Наши предки раньше поговаривали: «Не повезло жителям тех мест, где нет даже самой маленькой церквушки - они лишены благодати Божьей». Однако с приходом советской власти большинство храмов в России были снесены или перестроены под помещения другого назначения. Но верующие люди и в наше время с тем мудрым изречением согласны. И появление на прежнем месте - пусть не церкви, а стелы в виде неё - расценили как добрый знак: каким только гонениям не подвергалось православие, но оно по-прежнему живёт! А вместе с ним живёт и развивается Россия.

   Вот и священнослужители, рассуждая на такие темы, всегда говорят своим прихожанам: «Не злоба и ненависть, не ругань, не войны изменят мир в лучшую сторону, а церковная молитва и добрые дела». И чем больше добра будет сделано каждым из нас, тем мир вокруг чуточку лучше станет.

Фото Татьяны СУХОВОЙ и из архива Светланы Ожгибесовой

Автор: Анна НАУМОВА