Когда произносишь фамилию Анатолия Васильевича Давыдова, из детской памяти выплывает картина – небольшой пятистенный дом, почти на стыке трёх улиц: Свободы, М. Горького и Промысловой. Палисадник с широкой скамейкой и зелёная поляна, на которой кружком сидит наша уличная детвора. На скамейке разложены красивые картинки, открытки с изображением различных растений и животных, и хозяин этого богатства он – А.В. Давыдов. Мы внимательно слушаем удивительные рассказы о животном мире и растениях.
Кто из нас тогда мог знать, что этот прекрасный рассказчик будет учить нас на уроках географии любить природу, видеть красоту заходящего солнца, узнавать тайну земной поверхности, загадочность ночного небосклона и т.д. Наш учитель! Сколько же учеников прослушало твои уроки? Какую память они оставили о тебе? Чтобы ответить на эти вопросы, возьмём из школьного музея альбом «Воспоминания о школе» и прочитаем несколько писем бывших учеников.
1957 г. Роберт Миллер:
«Анатолий Васильевич, будучи талантливым педагогом, как магнитом притягивал к себе нас – пацанов -- своими интересными рассказами о родном крае. Часто устраивали всевозможные походы с ночёвками и кострами. Костры зажигались оригинально. Из пункта «А» в пункт «Б» идут две группы, но разными маршрутами. Одна из них несёт одну спичку, другая – пустой коробок. В пункте «Б» они встречаются. Нужно единственной спичкой разжечь костёр. Погода могла быть разной, поэтому спичку и коробок надо было беречь «пуще глаза», чтобы предохранить от сырости.
За Промысловой улицей, на реке Ишим, была песчаная река, где он устраивал с нами соревнования по прыжкам в высоту, в длину, по бегу. Тут же купались, загорали. Очень интересно было находиться рядом с этим человеком».
1958 г. Легошина Галина Степановна:
«Уроки Анатолия Васильевича не просто пересказ учебного материала, а урок-экскурсия. Например, как из Белого моря попасть в Чёрное море, путь держать по российской территории. Берёшь указку и по карте, как экскурсовод, рассказываешь, какие реки, озёра, каналы, города встречаются на твоём пути. Если этот путь ты показываешь на карте, то такой путь, как из Белого моря попасть в Охотское море, то этот маршрут приходится прокладывать на контурной карте, где нет никаких названий, а только точки, кружочки да линии, а надо назвать моря, острова и у каких портов можно остановиться. Таких «путешествий» было разных видов, но о путешествиях по карте мы мечтали в жизни, что исполним это на самом деле».
1966 г. Соснина Надежда Дмитриевна:
«Нам нравилось ходить с Анатолием Васильевичем зимой на лыжах. Доходили до Сартама, Чуртана, Каргалов и т.д., при этом слушали историю деревень, сёл, обычаи и нравы старожилов.
Да, тогда походы были как походы, пешочком с мешочным «рюкзаком» (настоящих тогда ещё не было) да в пионерской форме. По дороге готовились к концерту, который ставили в деревне, где отдыхали. Были случаи, когда и помогали колхозникам в прополке полей. Летние походы отличались от зимних по продолжительности маршрутов. На мой взгляд, летние были интереснее – костры, купание, шалаши и т.д.».
1967 г. Осадченко Галина Александровна:
«Благодаря Анатолию Васильевичу на школьной территории была сделана мини-метеорологическая площадка, где мы узнавали температуру воздуха, направление ветра, количество осадков, вели «Календарь природы».
А мне нравилось, как Анатолий Васильевич начинал рассказывать материал новой темы. Это были не стандартные слова: «Сегодня мы познакомимся…», он как бы задавал нам загадку в виде отрывка из песни или стихотворения, а мы должны были догадаться по содержанию, о чём пойдёт разговор на уроке. Например, « Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? И запевал: «Славное море – священный Байкал, Славный корабль – омулевая бочка» и т.д.
Ясно, что разговор пойдёт о Байкале и озёрах России. Или: «Где находятся эти горы?»
Поёт: «Друзья, люблю я Ленинские горы…» (сейчас их переименовали). Да, это Москва. Разговор пойдёт о горах России. И таких примеров можно много привести».
Я не ошибусь, если скажу, что если не все, то многие из нас любили кабинет географии за разнообразие карт, картин, таблиц, а особенно за коллекцию гнёзд с яйцами различных птиц, образцы горных пород, с удивлением разглядывать кости древних животных, предметы старинной домашней утвари и охотничьи оружия и т.д. Здесь, в кабинете географии, рождался будущий музей. Когда был построен Дом пионеров (угол ул. К.Маркса и М. Горького), на втором этаже находилась музыкальная школа, на первом – Дом пионеров, и две комнаты были в распоряжении А.В. Давыдова. В одну из комнат была перенесена коллекция из школы, в другой работал шахматный кружок, которым руководил А.В. Давыдов. На дверях комнаты, где разместились экспонаты, была вывеска «Краеведческий музей». В это время я уже работала учителем начальных классов и на уроке природоведения я частенько пользовалась услугами Анатолия Васильевича. Рассказы о животном мире, о растительности нашего края с удовольствием слушали ребята и я с ними. Рассказы сопровождались наглядными пособиями – чучела зверей и птиц, гербарии растений и т.д.
Бывшая директор школы (1966 – 1973 г.г.) Анна Константиновна Ершакова так отзывалась об Анатолии Васильевиче:
«Это был настоящий наставник молодых учителей, знающий свой предмет в совершенстве. Он, как метеор, призванный гореть, чтобы озарять своим светом всё вокруг себя». Этим озарением стал музей, который является не только хранилищем уникальных предметов, но и духовных ценностей – память о народе, которого уже с нами нет.
Неугасающий луч музейного света отмечает своё 50-летие, жаль только, что рано погас основатель этого музея, но память о нём жива в его учениках и сподвижниках. Так пусть же потомки сберегут яркий свет нашей эпохи!