Автомобили мчатся по улице Республики через Историческую площадь вниз, а потом вверх к Троицкому мысу. И в противоположном направлении снизу вверх, мимо и к центру по улице Ленина. Словно не знают, что скоро придется сбавить скорость.
– Движение начнут перекрывать с этого треугольника, – говорит Евгений Сорокин, директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. – Отсюда по улице Республики пойдет двухстороннее движение до улицы Перекопской. Поворот направо до улицы Ленина и там налево по Ленина в одностороннем режиме.
На этом отрезке – двести метров от музея до улицы Перекопской – уже снимают брусчатку, а скоро снимут и асфальт. И археологи, надо думать, тоже ждут своего часа.
– Уже заключен контракт с организацией, которая поведет археологические изыскания, – продолжает Сорокин. – Как только мы доберемся до земли, археологи приступят к изысканиям и потом дадут добро строительно-монтажным работам.
Мы проходим от музея до Перекопской и направляемся к улице Красина – всего 600 метров. Я пытаюсь пересказать Евгению Валерьевичу историю бывшей Спасской, а ныне улицы Ленина, которая пролегла так после большого пожара 1786 года. Тогда не стали расчищать остатки сгоревших домов, а проложили ось улицы прямо по ним. Сейчас археологи надеются, что сохранившийся под золой культурный слой может поделиться своими секретами.
– Как вы думаете, – допытываюсь я, могут ли строители и археологи не быть антагонистами, работая в одном материальном коридоре и в одном времени?
– Выбора нет, им придется подружиться, – улыбается Сорокин. – Мы их подружим.
Ну да, а потом начнется, как уже бывало: «У нас график, а вы нашли осколок какой-то чашки и стоп работа!»
Хорошо, что здания памятников, их много в этой части улицы, нас не слышат. Наверное, им тоже интересно не только собственное будущее, но и прошлое.
Здания-памятники не только в поле нашего зрения, но и в поле реконструкции всей улицы. Ибо по проекту перемены коснутся каждого перекрестка. Влево и вправо метров по сто. И памятники тоже получат свою долю благоустройства.
История перед нами и, хотим мы или нет, но придется учитывать ее присутствие.
– Как все это будет выглядеть к концу лета?
– Будет красиво. Современно и не повредит историческому облику улицы.
А машины от Троицкого мыса через Тюменку все мчатся и мчатся. Лето обещает для них быть трудным.