Попробуйте прочитать заголовок вслух - получится ли сразу? Но тут вопрос скорее артикуляции. Сложнее, если человек не выговаривает звуки, слова, заикается, а из-за этого стесняется и переживает.
Частный случай... В светлом кабинете на втором этаже административного здания шестилетняя девочка играет в подвижные игры с логопедом, одновременно громко проговаривая слова и звуки. Такую методику часто применяют для выработки произвольной речи. Надежда Емельянова отмечает, что по-другому с детьми и не получится. Режиссёр-постановщик по первому образованию, она прошла профессиональное переобучение и открыла развивающую студию. С детьми и взрослыми тут занимаются логопед и нейропсихолог, делают даже логопедический массаж. Работают исключительно самозанятые: идея объединить усилия возникла после защиты проекта в тюменской школе социального предпринимательства.
- Эта школа помогла выстроить стратегию развития, - рассказывает руководитель студии Надежда Емельянова. - Мы защитили проект, проконсультировались с куратором, и стало ясно, куда двигаться дальше и как работать.
Проанализировав повышенную востребованность логопедов в бюджетной сфере, решили, что спрос рождает предложение.
- В силу своей загруженности логопеды в детсадах и школах просто не могут вытянуть такое количество желающих, а потребность в специалистах высокая, - поясняет Надежда. - Особенно это проявилось в пандемийные годы, когда количество ребят с нарушениями речи выросло более чем на 80%.
Сейчас в студию ходит полсотни детей, а ещё и взрослые. В планах - работать с детьми при диагностировании у них ДЦП и восстанавливать речь после перенесённого инсульта.
…И общая ситуация. По наблюдениям председателя городского комитета образования Елены Филипповой, количество детей с речевыми нарушениями растёт из года в год. Сложно говорить о конкретных цифрах, но, конечно, это не 80%, хотя всё равно много.
- Логопеды не всегда справляются с потоком. У нас даже созданы специализированные группы в детских садах № 7 и № 8, - анализирует тенденцию Елена Петровна. - А причина роста нарушений речи в том, что мы перестали разговаривать друг с другом, ребёнку чуть ли не с рождения даём смартфон. Это общая проблема современного информационного мира.
Неумению выговаривать могут сопутствовать другие нюансы, например отставание в развитии. В двух корпусах школы-интерната № 6 сейчас работают четыре логопеда, шесть дефектологов и четыре психолога. Дети здесь особенные. В шести классах для ребят с задержкой психического развития нарушения речи встречаются у 70 процентов. У слепых и слабовидящих получше, но всё равно в классе из 12 человек трём-четырём тоже нужна коррекция речи.
- Для логопедов действительно много работы, и нагрузка у них большая, - говорит директор школы-интерната № 6 Ирина Падалка. - Нам они очень нужны, ищем и готовы взять на работу логопедов-психологов, дефектологов, учителей коррекционных дисциплин. Что касается частников, то надо смотреть на практику. Я знаю, что некоторые родители годами возят к ним детей даже в Заводоуковск, но важен ведь результат, а его я пока не вижу.