Федеральное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) по согласованию с другими заинтересованными ведомствами.
Индекс потребительских цен (далее ИПЦ) является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы. Он показывает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Методика расчета основана на рекомендациях Международной организации труда, МВФ и Евростата. Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников: данных об изменении цен, рассчитанных на основе их регистрации, и данных о структуре фактических потребительских расходов населения и по довольно сложной так называемой модифицированной формуле Ласпейреса.
Средняя потребительская цена (тариф) на отдельный вид товара (услуги) определяется как среднегеометрическая величина из уровней цен на товар (услугу)-представитель, зарегистрированный в различных торговых организациях. Средние цены складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов.
Статистическое обследование потребительских цен организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
- отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;
- отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;
- отбор товаров (услуг)-представителей;
- регистрация цен и тарифов;
- расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
- формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
- расчет индекса потребительских цен.
Зафиксировать цены на все товары и услуги во всех населенных пунктах области невозможно, да и нецелесообразно.
Регистрация цен и тарифов осуществляется:
- ежемесячно – по полному перечню товаров (услуг)-представителей с 21 по 25 число отчетного месяца.
- еженедельно – по ограниченному кругу товаров и услуг-представителей, определенному соответствующими нормативными актами в сроки, установленные этими документами.
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).
В соответствии с Методологическими положениями по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденными Постановлением Росстата от 30 декабря 2005 года № 110 в Тюменской области (без автономных округов) обследование цен и тарифов проводится в городских округах: г.Тюмень, г.Ишим и г.Тобольск
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.). Количество обследуемых в Тюменской области (без автономных округов) организаций торговли и сферы услуг составляет 494 единицы, из них объектов торговли – 294, объектов сферы услуг – 185, АЗС – 8 единиц, По Российской Федерации наблюдению подлежат – 581113 объектов, в том числе магазинов – 35005, рынков -1019, предприятий сферы услуг – 20654, АЗС – 1434. При этом из обследования исключаются крайние в ценовом диапазоне торговые точки, то есть там нет бутиков и нет магазинов для малообеспеченных граждан.
Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей, артикулов и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства, но должны быть однородными по своему потребительскому назначению.
Важнейшее условие выбора товара-представителя, то что этот товар должен занимать не менее 0,1 процента в структуре расходов домохозяйств. Специальное ежеквартальное обследование бюджетов домохозяйств позволяет такую структуру расходов определить. При окончательных подсчетах индекса потребительских цен учитывается не только вес (доля) товара в семейном бюджете, но и вес этого товара в регионе и многие другие индикаторы.
Исходя из доли товара в общих потребительских расходах населения, ежегодно обновляется перечень товаров-представителей, что обусловлено динамическими изменениями, происходящими на рынке: повышением спроса на новые товары, исключением из структуры расходов и т.д. Таким образом, за 2005-2010г.г. из списка было исключено 96 товаров и услуг, а 102, наоборот, включены. Например, вычеркнули стереомагнитолу, видеомагнитофон, отечественные духи и одеколон. Из перечня услуг исключены: химическая завивка волос, пошив брюк, ремонт малых электробытовых приборов. Появились новые товары-орехи, сухие завтраки, филе рыбное, оливковое масло, молоко сухое и услуги-установка пластиковых окон и др.
Наблюдаемый набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Общее количество наблюдаемых товаров и услуг в ежемесячном режиме, влюченных в расчет ИПЦ – 473 (489 – по России). Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающими в себя несколько товаров (услуг)-представителей с определенной детализацией.
Количество ценовых котировок, которые ежемесячно регистрируются в Тюменской области (без автономных округов), значительно выше количества наименований товаров, а именно 5457, по России - 617393. Например, наблюдается несколько сортов колбасы, хлеба, рыбы и так далее. При включении в перечень наблюдаемых товаров учитываются данные текущей статистики торговли о товарообороте проданных товаров, результаты опроса продавцов, экспертных оценок и наличие их в продаже в наблюдаемой организации.
Фактически на каждый товар (услугу)-представитель, как правило, регистрируется не менее 5-10 ценовых котировок. Под ценовой котировкой понимается цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном магазине.
Регистрации подлежит фактическая цена товара (отечественного или импортного производства), имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого наличными деньгами.
В сфере услуг регистрации подлежит фактическая цена (тариф) предложенного к реализации отдельного вида платной услуги, оказанной населению.
Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами городских подразделений государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению. Специалисты Тюменьстата (регистраторы) фиксируют цены на предприятиях торговли и сферы услуг. Данные о ценах (тарифах), указанных на ценниках в торговых залах или в прайс-листах, заносятся в специальный терминал сбора данных (ТСД), с установленной программой. Вся собранная регистраторами информация заносится в единую базу данных, расчет производится в соответствии с действующей методологией Росстата на основе программного обеспечения для расчета ИПЦ, разработанного на федеральном уровне.
Не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным заинтересованным пользователям предоставляется информационно-статистический материал в виде срочной информации по актуальным вопросам и ежемесячного статистического бюллетеня, содержащий информацию о средних ценах, об индексах потребительских цен на конец каждого месяца в сравнении с предыдущим месяцем и с декабрем прошлого года
Еженедельно (каждый вторник) публикуются сведения о средних ценах и изменениях потребительских цен (тарифов) за неделю по Тюменской области и ее регионам.
Срочная информация по актуальным вопросам размещается на сайте Тюменьстата (www.tumstat.gks.ru, в рубрике «Публикации», в специализированных информационных изданиях).