Медиакарта
11:58 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Твои люди, дорога железная

08:53 | 08 августа 2023

В этом году исполняется 110 лет, как Транссибирская магистраль прошла через Тюменскую область. С железной дорогой неразрывно связана история моей семьи и многих земляков.

Мой дед красноармеец Владимир Артемьев по окончании Гражданской войны решил стать путейцем. Сложную профессию в 1922 году он осваивал в Тюмени, в учебном пункте при линейном отделе Сибирского округа сообщений. Вместе с дедом учились его земляки Игнатий Каралгин и Павел Постников из деревни Гилёво (ныне село).

Шли годы, рос опыт и авторитет моего деда. В его характеристике записано: «С 1934 года работает помощником бригадира дистанции пути и часто замещает бригадира пути. Товарищ Артемьев за время работы путейское дело усвоил хорошо, является стахановцем…».

Вместе с дедом работали будущие кавалеры орденов, медалей, ведомственных знаков отличия «Отличный движенец», «Отличный путеец» и «Ударник сталинского призыва» Иван Миклин, Лидия Белослудцева, Аким Заборских, Никанор Леонов, Георгий Мордвинов, Василий Михалёв, Дмитрий Мочалов.

В годы Великой Отечественной войны на железной дороге трудилось много женщин: Анна Субботина, Варвара Половникова, Дарья Андрианова, Варвара Исупова, Полина Ковалёва, Мария Пешнина, Анисия Самсонова и другие.

После победы ряды заводоуковских путейцев пополнили вернувшиеся домой солдаты Николай Киселёв, Константин Панфилов, Егор Осинцев, Анна Григорьева, Николай Шабалин. На разъезде Уково трудилась бригада под руководством боевого офицера Сергея Шиляева, бывшего в войну командиром полка. Интересно, что в его подчинении трудились четверо рабочих с одной и той же фамилией: это братья Важенины – Николай, Иван и Григорий, а также полный тёзка последнего брата Григорий Петрович Важенин. Повоевать однофамильцам не довелось, они были забронированы от призыва как железнодорожники. Но все были награждены медалями за ударный труд в годы войны.

Шла работать на «железку» и подросшая послевоенная молодёжь: Валентина и Николай Шилохвостовы, Иван Гилёв, Таисия Четверякова, Валентина Глазкова, Анфиса Характерова, Галина Фоминых и многие другие.

Была в «молодой поросли» и моя мама Анна Первухина. Пятнадцать лет она работала путеобходчицей. Эта профессия требовала особого внимания и ответственности. Допустишь даже небольшой недосмотр – и авария неизбежна! Затем мама стала дежурной по переезду. В течение 12-часовой смены она отвечала за то, чтобы два транспортных потока – железнодорожный и автомобильный – разъезжались без происшествий. Моя мама была награждена медалью «За трудовую доблесть» и знаком «Отличник соцсоревнования железнодорожного транспорта».

На железной дороге работало много трудовых династий. Так дело Николая Киселёва продолжили его сыновья Николай, Алексей и Владимир. У двух последних на «железке» трудились и супруги. Ивана Первухина, погибшего на войне, сменили сыновья, невестки, внуки. Всего в этой династии 10 железнодорожников! По стопам Георгия Мордвинова пошли его дочери Анфиса и Галина. А у Семёна Кузеванова железнодорожниками стали сыновья Виталий и Сергей. Из поколения в поколение работали на стальной магистрали Гагарины-Блиновы, Кобылкины, Кривенцовы, Михалёвы.

Тех, кто стоял у истоков развития Транссиба, сменили новые железнодорожники. Предельная внимательность, бдительность, добросовестность – норма их повседневной работы.

Автор: Татьяна МИХАЛЕВИЧ. Фото из архива автора