Медиакарта
15:00 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Для них дороги традиции предков

10:00 | 11 августа 2023
Источник: Знамя правды

На территории Упоровского района проживают в мире и согласии люди разных национальностей. В Нижнеманайском поселении осели представители коренного северного народа – семья Павловых. У Ольги и Владимира смешанный брак, она – мансийка, а он – русский. В семейной жизни супруги стараются соблюдать обычаи своих предков.

Ольга и Владимир познакомились на Севере, когда начинали трудовой путь в одной организации. Она – диспетчером, а он – водителем. В 2011 году они переехали на родину мужа, в деревню Тополёвку.
У Павловых трое детей. Старшая дочь вместе с мужем проживает на Севере. Родители воспитывают четвероклассника сына и младшую девочку – дошкольницу, прививают детям уважение к национальным традициям и манси, и русских.
Все знания об обычаях своего народа Ольге передаёт её мама.
«Наши бабушки и дедушки всегда помнили о своих истоках. Моя мама – коренная манси. Она хорошо говорит на родным языке, знакома с ценностями и навыками своих предков, умеет ловить рыбу дедовским способом. По её рецептам мы готовим все национальные блюда», – поделилась женщина.
Ольга родилась в деревне Игриме Берёзовского района ХМАО в смешанной семье. Хотя её отец по национальности русский, они жили по традициям северного народа.
Пищу всегда готовили на открытом огне. В основном питались муксуном, нельмой, сырком, язём и щукой. Ольгина мама разделывала её для каждого блюда по-разному. В доме был большой праздник, если папа с охоты привозил глухаря. Тогда из него готовили суп, который всем очень нравился. По словам женщины, самая вкусная рыбка, которая водится в единственном месте – притоке Оби, Северной Сосьве, сосьвинская селёдка. Сегодня это очень редкое лакомство, и Ольга может им насладиться лишь тогда, когда приезжает на свою малую родину.
Особая традиция в родительском доме – семейный отдых. Каждое лето брали радио, котелки, запасались продуктами и уходили на берег Оби. Ставили палатку и жили там неделями – рыбачили, собирали ягоды и грибы.

Народный праздник
«У нашего народа есть легенда о создании Мира, который делится на три основных составляющих: Воду, Воздух и Землю. По народному преданию, главную роль в этом играет гагара. Она способна перемещаться во всех трёх сферах, и благодаря именно ей появилась суша. Птица ныряла на дно единого океана и доставала ил, из которого и образовалась Земля», – поведала Ольга.
Что касается религии, то в настоящее время, по официальным данным, более 80 процентов манси исповедуют христианство. Но их вера тесно переплетается с язычеством. Например, Деву Марию они отождествляют со своей Богиней Земли Калтащ-эква.
Ольга говорит, что на все национальные праздники местные жители ходят в народных костюмах, устраивают соревнования на оленьих упряжках, угощают всех традиционной ухой и исполняют мансийские танцы.
Один из самых запоминающихся праздников – Вороний день. Эта птица первой появляется в тундре уже в апреле, когда ещё лежит снег, и довольно холодно. Манси верят, что она своим криком пробуждает природу и приносит жизнь в северные края. Ворона у манси – покровительница женщин и детей. В старину в Вороний день выгребали старые опилки из детских колыбелек и высыпали их на окраине села. Северный народ верил, что птица, прилетев с юга, обязательно сядет на тёплые древесные остатки и будет греть лапки. И таким образом принесёт младенцу счастье и здоровье.
Старожилы говорят, что вороны, как и люди, радуются рождению каждого ребёнка. И поэтому для малыша делают метёлочку из вороньих перьев – она становится его оберегом. Также существует поверье – кто из детей первым увидит прилетевшую птицу, тому она принесёт в дом здоровье, удачу, достаток и будет покровительствовать весь год.
Вороний день манси празднуют по русскому православному календарю в Благовещенье. Седьмого апреля они готовят еду на костре, молятся духам и кланяются берёзе. В качестве даров приносят ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленных кукол. Всех приглашают к общей трапезе, подражая крикам вороны. А после пиршества устраивают игры. Также в этот день обязательно танцуют национальную куреньку. По традиции её исполняют только женщины. Каждая из участниц старается продемонстрировать свою пластику и грацию.
Символ праздника – кукла человека-птицы, которая служит оберегом. Мастерицы изготавливают таких сувениров огромное количество. Их приносят в дом, украшают цветами и лентами, осыпают зерном. Маленькая куколка должна завлечь красавицу-весну и принести скорое избавление от снега и холодов.
Для манси это ещё и день любви и встреч. Ведь он проводится в окружении родных и близких людей, зачастую живущих далеко друг от друга.
Множество примет дошло до современников. В праздник нельзя ничего делать по дому, запрещены все земельные работы. Ведь, как говорится в народной пословице, «Даже птица гнезда не вьёт».

Рецепт
главного блюда
Настоящая мансийская уха (кеврэтэм кул) готовится только из свежепойманной рыбы и только на живом огне. Древние манси варили её в той воде, из которой она выловлена, и никогда не добавляли туда картофель. Ольга Павлова рассказала о секретах национальной кухни.
Качество блюда напрямую зависит от количества рыбы. Чем её больше, тем уха вкуснее. На пятилитровую кастрюлю хозяйка берёт, примерно, два килограмма рыбы. Для навара обычно сначала она использует мелкую рыбку. Затем в этом же бульоне готовит ещё одну партию. И уже потом отваривает икру и крупную рыбу, которая будет подаваться к столу. В тройную уху Ольга добавляет луковицу, прямо в шелухе, это придаёт блюду красивый цвет и особый аромат. Затем солит, приправляет перцем-горошком, лавровым листом, мелко порезанным укропом, зелёным и репчатым луком (а вот луковицу в шелухе убирает). Она говорит, что готовность можно определить по аппетитному аромату. Готовый суп разливают по кружкам и для пикантности добавляют ягоды брусники, а рыбу выкладывают на большую тарелку.
По словам Ольги, на севере уха всё равно почему-то получается вкуснее. Женщина скучает по своим родным местам и старается как можно чаще туда ездить.

Фото из архива
семьи ПАВЛОВЫХ.

Автор: Марина МЕДВЕДЕВА