Медиакарта
22:37 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Возвращаясь к родникам

09:00 | 19 августа 2023
Источник: Красная звезда

Потомки первой и единственной династии священнослужителей из Каргалов впервые побывали на своей исторической родине

   Наша землячка, в прошлом жительница села Ермаки Викуловского района, Елена Новикова живёт в Санкт-Петербурге. Но про малую родину своих прадедов не забывает. Выйдя на заслуженный отдых, стала изучать свою родословную, отыскивать информацию о предках – белорусах-переселенцах, пришедших в Сибирь обживать незаселённые территории 125 лет назад. Своими историями, рассказывающими о жизни переселенцев, Елена регулярно делится с читателями газеты «Красная звезда». Она не только воскресила из небытия имена своих многочисленных родственников, но и восстановила многие родственные нити, связавшие между собой переселенческие семьи. А помогли ей в этом метрические книги Каргалинской и Ермаковской церквей и другие многочисленные документы, что хранятся в разных архивах нашей большой страны, и которые ей удалось отыскать.

                             Жила в Каргалах династия священников 

  За информацию о её роде, сохранённую и пронесённую сквозь века, Елена бесконечно благодарна священнослужителям тех лет. Это они аккуратно, грамотно и, главное, точно  заполняли в своё время церковные документы – метрические книги. В этих церковных книгах – «метриках», прототипах книг нынешних ЗАГСов, сохранились многочисленные записи о рождении и крещении, бракосочетании и смерти прихожан, что велись священнослужителями. Метрические книги являются важным источником сведений для генеалогических и биографических исследований, и Елена этими книгами воспользовалась. Так, благодаря этим записям, а значит, и труду настоятелей и псаломщиков Каргалинской и Ермаковской церквей, Елене удалось составить родословную.

   - За многими записями в метриках, открывавших мне имена моих прародителей, стояли имена и подписи многих священнослужителей Каргалинского храма Рождества Христова, -- рассказывает Елена Новикова. -- Своей церкви в Ермаках тогда ещё не было, и основные вехи жизни белорусских переселенцев фиксировались в соседней Каргалинской. Одно за другим новые имена выдавали мне старинные церковные книги. Я узнала, что первым моим предком, пришедшим в Сибирь, стал прапрадед Исаак Иванович Новиков. Его имя, никогда прежде мне не известное, открылось благодаря записи о его смерти в метрической книге за 1904 год. Изучая метрики, я отмечала, что из года в год записи в них делались разными священнослужителями, но чаще всего замечалась одна фамилия. Это были Чудовы. Имена у них были разные, а фамилия одна. И меня этот факт не только поразил, но и заинтересовал. Я изучила неимоверное количество документов и выяснила, что, оказывается, в Каргалах в течение нескольких десятилетий сформировалась целая династия священнослужителей! Несколько поколений служителей церкви жили и трудились на этой земле, в суммарном счёте порядка ста лет…

   Так у Елены возник интерес к семье Чудовых, захотелось выразить слова признательности за сохранность истории её семьи. Но кому сказать? Это возможно, только если отыскать потомков тех священнослужителей. Но где и как искать? Сначала такая задача казалось ей невыполнимой. Двадцатый век стал трагической страницей для большинства священнослужителей. Большая их часть пострадала: одни были расстреляны, другие сосланы, следы третьих бесследно исчезли с лица земли... В годы правления советской власти гонения на служителей храмов не прекращались длительный период. Но Елена решилась разыскать потомков тех, кто помог донести до неё имена родных людей. В ход пошли разные способы. Главными помощниками в её работе стали Тюменский и Ишимский архивы, Интернет и сайт «Память народа», а потом и социальные сети. Чудовы – фамилия в России не самая распространённая. Ещё реже встречается фамилия Ликвентовы. Имя Алексея Павловича Ликвентова, настоятеля сначала Рябовской церкви Петра и Павла, а потом и Каргалинской Христорождественской, открылось Елене благодаря всего одной записи. Это была запись о браке Александра Ивановича Чудова, псаломщика Каргалинской церкви, невестой которого выступала Мария Павловна Чудова. А венчал их в Рябовской церкви священник Алексей Ликвентов, родной брат невесты. Тогда, в 1912 году, два рода священнослужителей и породнились, и дальше  сквозь многие годы их потомки пронесут память об этом породнении. Так, ниточка за ниточкой – и клубок из имён, фамилий и судеб начал распутываться.

   Но сначала Елена обратилась в Тобольский архив, где хранятся клировые ведомости. Они помогли собрать информацию о псаломщике Александре Ивановиче Чудове и настоятеле Алексее Ликвентове - последних священнослужителях разрушенных храмов в Каргалах и Рябово. По роду Чудовых Елене удалось отыскать немало сведений. Выяснила, что предок Александра Ивановича Евсевий Петрович Чудов прибыл в Тобольскую епархию в 1843 году из Владимирской епархии, где служил дьячком в Пророко-Ильинской церкви в селе Ильинский Погост Вязниковского уезда. Позже Чудовых направят служить в Тобольскую епархию, в приход Каргалинской церкви. И семья Чудовых навсегда осядет в Каргалах.

   Младший сын Евсевия и Марфы Чудовых Иван в мае 1864 года был определён пономарём в Каргалинскую церковь, но в скором времени был направлен в Никольский храм села Озёринского (ныне – Озерное). Здесь он прослужит двадцать лет. В 1883 году Иван Чудов с семьёй вернулся в родные Каргалы, сменив в храме отца Евсевия. Ещё двадцать два года он прослужит псаломщиком, и в 1905 году передаст дело своему сыну Александру Ивановичу, родившемуся в 1883 году. Александру и суждено было стать последним каргалинским псаломщиком. Старшие же сыновья Евсевия Чудова Александр и Василий, став священниками, служили в других приходах Тобольской губернии.

                                            Поиск потомков

   На пору служения псаломщика Александра Ивановича Чудова и Алексея Павловича Ликвентова пришлись самые тяжёлые годы: революция, Западно-Сибирское восстание 1921 года, тридцатые годы, когда церковь переживала наиболее страшные гонения. Прослеживая судьбу Чудова, Елена Новикова выяснила, что в феврале 1931 года Александр был раскулачен и выслан с семьёй на Урал. Они бежали на Кубань, в надежде, что там им удастся выжить. Но псаломщик и его жена умерли от голода, и дети остались сиротами. После долгих поисков Елене удалось найти следы их дочери - Елены Александровны Чудовой. Она воспитывалась в Рябово в другой семье – у родного дяди: настоятеля храма Петра и Павла Алексея Павловича Ликвентова. Священник был бездетным и воспитывал племянницу как родную дочь. В 1937 году настоятель Каргалинской Христорождественской церкви был арестован и расстрелян в г. Ишиме… 

   - Мне казалось, что, собрав такую невероятную, трагическую историю этого рода, нужно отыскать потомков. И я стала их искать, - делится Елена Новикова. – Помогала мне их фамилия – Чудовы. Потому что Чудовы – это чудо. С 1843 года наш сибирский уголок был как бы под их крылом. Они порядка ста лет служили здесь Богу. Чем я располагала? У меня были метрические книги Христорождественской церкви, которые закончились 1919 годом, а дальше книг не сохранилось. Начала искать детей Александра Ивановича Чудова, чьи имена мне эти книги открыли. Набрала в свободном поиске в Интернете имя одного из них -  самого младшего - Сергея Александровича Чудова. И чудо случилось! Он мне выпал, и даже с фотографией военной поры, вернувшийся с Великой Отечественной войны с наградами молодой человек. Я не ожидала такого поворота! Постепенно нашла его потомков, которые проживали в Ставропольском крае. Пришлось подключить к поискам Ставропольскую школу №7, разместившую в Интернете фотографию фронтовика Сергея Чудова. Потомки удивились тому, что я их нашла, обрадовались, охотно делились со мной фотографиями, историями жизни своего отца, который после войны стал киномехаником. Кто бы мог подумать – Сергей, прямой потомок династии священников, крутил кино по станицам Ставропольского края, куда его когда-то привёз из Сибири отец…

   А позднее Елена Новикова нашла и Татьяну Ивановну Никитину (Лучко) – дочь Елены Чудовой. Той самой Елены, что воспитывалась в семье священника Ликвентова. Татьяне 74 года, и с недавних пор она проживает в Тюмени. В областную столицу с семьёй переехала из Казахстана, города Рудного Кустанайской области. Татьяна - внучка и Алексея Ликвентова, и Александра Чудова.

   - Мне позвонила двоюродная сестра из Ставропольского края, сообщила, что нас нашла Елена Новикова и хочет пообщаться, - рассказывает Татьяна Никитина (Лучко). – Потом мне позвонила Елена. Сказала, что сама родом из Викуловского района, долго искала нас, хотела бы с нами встретиться и свозить на землю наших предков. Я волновалась,  разговаривала с ней и плакала. Мы были безмерно рады этому событию. Моя мама мечтала съездить в Сибирь, где прошло её детство, но у неё не получилось. После войны мама жила в Риге, там вышла замуж. Мой отец был моряком на Балтике, и их полк перебазировали в Латвию. Я родилась в Риге в 1949 году. Потом мы недолго жили в Ставропольском крае, а в 1958-ом мои родители переехали в Казахстан. С собой они забрали Манефу Лазаревну, жену расстрелянного священника Алексея Павловича Ликвентова – приёмного отца и дяди моей мамы. Манефа Лазаревна меня нянчила. Мы, конечно, многое знали о своём роде, но не всё. Елена Новикова дополнила наши недостающие знания. Мама ещё при жизни Манефы отправляла запрос в Тюменский архив, чтобы узнать, за что расстреляли Алексея Павловича? Вот такое время было…

   Найденными в архивах уникальными материалами Елена Новикова поделилась с Татьяной Ивановной. А когда предложила осуществить мечту её мамы – съездить в Сибирь, посетить Каргалы и Рябово вместе, -- Татьяна Ивановна долго не раздумывала. В Сибирь она поехала также со своим сыном Андреем Лучко, правнуком вышеупомянутых священников.

   Представители династии Чудовых прибыли на свою историческую родину 12 июля. Делегация состояла из четырёх человек: организатор поездки Елена Новикова, Татьяна и Андрей Лучко, а также учёный секретарь Ишимского краеведческого музея Геннадий Крамор. Семейно-историческая экспедиция была призвана решить сразу несколько задач. Во-первых, открыть и показать потомкам землю их предков, где они ни разу не были. Во-вторых, установить точные местонахождения обоих храмов: Каргалинского и Рябовского, расспросить местных жителей о них, зафиксировать эти воспоминания. В-третьих, посетить рябовский источник, некогда почитаемый православными христианами. Ключ не действует уже несколько десятков лет, но когда-то славился на всю область своими целебными свойствами.

   Вместе с гостями в Рябово приехали и журналисты редакции. Приезд потомков Чудовых и Ликвентовых - это по-своему знаковое событие для района. Их предки трудились в храмах Каргалов и Рябово всю жизнь: они крестили и венчали всех тех, кто жил в этой волости, были уважаемы своими прихожанами, а в итоге стали невинными жертвами сменившегося политического строя…

                                             

                                 Родина предков – место силы

      …Плюс тридцать восемь градусов по Цельсию в тени. По-южному жарким выдался день приезда гостей в нашем сибирском уголке. От Тюмени до Рябово порядка 450 километров. Но, несмотря на жару, дорога долгой и утомительной прибывшим не показалась. Для Елены Новиковой эти места родные – в соседних Ермаках она выросла, а для Татьяны Никитиной и её сына Андрея – наоборот, всё в новинку. Потому они старались «впитать» как можно больше информации и атмосферы этой глубинки, запомнить её живописные пейзажи, широкие деревенские улочки с разноцветными полувековыми пятистенниками и крестовыми домами – места, некогда дорогие сердцу их маме, дедушке, бабушке.

   Первым местом визита стало село Рябово. Это старинное сибирское село, основанное в 18 веке беглыми каторжанинами – Рябовым и Валовым – особое место для потомков священнослужителей. Здесь породнились два рода  – Чудовых и Ликвентовых, здесь была первой учительницей Александра Чудова – тётя Татьяны Ивановны, здесь выросла её мама Елена Александровна.

   Прибывших рябовцы встретили в здании прежней школы, где располагается теперь сельская администрация. Работники администрации накрыли стол, напоили гостей чаем. А самым первым их встретил местный житель Василий Саликов. Его Елена заранее отыскала в социальных сетях и попросила побыть в этот день проводником – показать месторасположение храма Петра и Павла, а также свозить на рябовский ключ. Он охотно согласился. Пока гости отдыхали с дороги и пили чай, Василий говорил с журналистами.

   - Старые люди мне показывали эти места, - объяснял он, откуда знания взял. – Да и сам я бывал на ключе, когда он ещё функционировал. Лет восемь мне было, с матерью там ягоды собирали. Люди ходили на ключ, брали воду. Сколько народу собиралось! С конца деревни до источника километра три было людей. Отовсюду шли и ехали. Кто с бутылками, кто с мензурками, чтобы воды набрать. Сейчас в том месте нет источника лет уж сорок. А церкви ещё больше лет нет. Старый клуб там стоит. Ничего от неё экспедиция не найдёт и не увидит. В болотине если только поискать, там может ещё и лежит крест. А на ключе разве что кирпичи старые остались. Кладку там мы однажды раскапывали – видели кирпичи с печатями. Но до воды не добрались. Ключ куда-то ушёл или его забило в землю. А вообще с нами в советские годы на тему веры, православия никто не говорил – устои были другие. Разве что старушки чего-нибудь скажут, и всё на том. Село-то Рябово большое было. Вот в моё время – шестидесятые-семидесятые годы - в школе обучалось шестьсот человек! А сейчас в Рябово сколько школьников, знаете? Единицы. Их возят учиться в соседнее Поддубровное. Школы-то у нас нет уж сколько лет… 

   С ноткой грусти рассуждал на эти темы Василий. Надо сказать, со своей задачей проводника он справился. Здешние места знает «от» и «до».

                                          Ни креста, ни камня

   Гости перекусили, и Василий повёл их туда, где стояла церковь Петра и Павла. А находилась она в самом центре Рябово. Печальная у храма судьба получилась. Теперь не видно даже его фундамента. А рядом ещё в советское время построили кирпичное здание клуба. Говорят, сруб церкви после разрушения храма отлично сохранился и потому был продан в деревню Борки Викуловского района. Его купил местный житель Павел Жариков в 1980 году, начал строить дом в 1981-ом, но умер. Недостроенный дом, который в деревне так и называли «церковью», продали в Ишим, покупателю с улицы Шаронова. В Ишиме на этой улице проданного сруба или уже построенного из него дома долго обнаружить не удавалось. Так следы церкви потерялись на многие годы. Но ишимский краевед Геннадий Крамор, который в этот день тоже прибыл в Рябово, в поиске церкви рук не опускал. Он давно интересуется рябовским ключом и другими темами, связанными с историей края, его легендами и святынями. Недавно нашёл он всё-таки тот дом, в котором располагался храм. Он по-прежнему цел и стоит в Жиляковке, в нём живут люди. И эти люди знают, что в бывшей церкви живут.

   Долго стояли Елена, Татьяна Ивановна, Андрей, Геннадий и Василий у полянки, где возвышался некогда Петропавловский храм. В начале прошлого столетия здесь кипела жизнь, а теперь – тишина. Хотя и центр села, но народу было не видно: жара, все, наверно, «сидели по домам». Проводник и экскурсовод в одном лице Василий тем временем рассказывал гостям всё, что знал.

   - Когда сломали церковь, место принялись зачищать, - говорил он. – Видите, болото рядом? Это местечко Падун называется. Сюда трактором столкнули фундамент церкви. Покидали, что не нужно, в болото…

   Деревянный храм в Рябово возвели на средства прихожан к концу 1892 года. Согласно православной энциклопедии «Древо»  в 1898 году епископ Тобольский Антоний Каржавин преподал благословение "крестьянке Каргалинской волости, Тарского округа, деревни Рябовой Фёкле Кузнецовой, за сбор 948 рублей 67 копеек на постройку в сей деревне храма". Первоначально церковь числилась приписной ко храму Рождества Христова села Каргалинского. Указом от 8 августа 1902 года при храме был учреждён самостоятельный приход. В 1913 году в него входило 313 дворов, 1853 человека…

   - Церковь действовала около тридцати лет, а теперь на её месте – ни креста, ни камня, -- с сожалением отметила Елена Новикова.

   Да, если бы старожилы не сохранили эту память, ничего бы не напомнило нынешним поколениям о том, что на этом месте Божий дом был. Рядом с ним стоит дом, в котором живёт семья Гавриловых. Решили зайти к ним в гости. Они давно его здесь построили. А вдруг что-нибудь расскажут про храм?

   Хозяева немного удивились такому визиту, но приняли радушно. С порога предложили гостям охладиться «берёзовкой» - напитком из берёзового сока, лучшим угощением в знойный день в наших местах. А гости, с удовольствием отведав прохладной заготовки, принялись спрашивать Михаила Дмитриевича Гаврилова, 1951 года рождения, не знает ли он чего про здание церкви, застал ли её, какой запомнил? Родом он из соседней деревни Михайловки.

   - На этом месте попадья раньше жила, - рассказывал он про свой дом. – Тут ещё бугор оставался от её дома, ель и берёза росли рядом. А этот дом я сам построил. Помню разрушенную церковь. Колокольню сняли, лаз оставили. Купол ещё был. Мы с Галиной в 1977 году поженились, старое здание клуба стояло, новое уже ставили. Около здания храма стоял дом Боброва, левее – здание сельпо…

   - А ведь у нас и фото церкви есть, - добавляет его жена Галина Георгиевна. – Ну, не полностью, конечно, уголок её только виден…

   Тут гости ахнули. Столько лет искали фотографию церкви – и нигде найти не могли. А тут зашли наугад, без предупреждения – и фото, оказывается, нашлось. Лежит себе в домашнем архиве. Галина Георгиевна отправилась искать снимок. Долго не появлялась она из соседней комнаты. Когда гости заглянули в зал узнать, почему она так задерживается, ещё раз удивились – на этот раз масштабу её фотоархива. Старые фотографии заняли без преувеличения весь диван. Галина Георгиевна сидела на диване, а вокруг неё возвышались горки чёрно-белых «карточек» - так раньше называли фотографии старые люди. И среди них отыскались две заветные. Церковь на них - на заднем плане, на первом - люди. Но и это уже лучше, чем ничего. Один из снимков мы пересняли для газеты.

   Разговоры гостей и хозяев были долгими. Поведал хозяин усадьбы им разные истории. Рассказал о некой бабе Шиме – рябовской старушке, которая после разрушения храма продолжала упорно молиться. В её избушке хранилось много старинных икон, возможно, спасённых из храма. Местные ребятишки приходили к ней эти иконы мыть, а она им за то конфет давала. Умерла бабушка в семидесятых годах. Куда делись иконы потом – никто не знает….

                                         Намоленными тропами

Следующим пунктом маршрута стал рябовский ключ. Предполагают, что он появился ещё до революции. По преданию, некой слепой Фёкле Алексеевне (вероятно, той самой Кузнецовой) приснился сон, что в трёх берёзах бьёт ключ и той водой нужно умываться. Она нашла источник, в нём - икону, а из-под неё заструилась вода. Она принесла икону священнику. Так ключ стал почитаемым местом. Вода в ключе была холодной, приятной на вкус, чистой, прозрачной, её считали святой.

   Старожилы рассказывают, что стенки ключа были обложены красным кирпичом - наподобие колодца. Он был глубоким. Вокруг ключа было четыре «столба» – сваи, на которых стояла «избушка», в которой жила предположительно та самая Фёкла Алексеевна. Под избушкой бил ключ, а от него шла рукотворная канавка, куда вода ручейком стекала в болотце, питавшее реку Падун. В этом ручье-канавке были сделаны «деревянные ванны», «корыта», где вода накапливалась. В них можно было облиться святой водой или умыться ею. К ключу приходили и съезжались паломники. Сначала они собирались в центре села у церкви. Далее следовали по улице Береговой, выходили за деревню и шли до ключа. Расстояние до него – примерно километр. 

   Сейчас ключ находится на краю поля, которое при расширении пахотных земель было распахано под посевы. Само место, где собирались паломники, находится в низине, заросло деревьями. Прямо на краю ямки, где бил ключ, растут берёза и тальник. Вокруг много других деревьев. Раньше же, когда к этому месту было паломничество, возле ключа деревьев не было. Перед Девятой Пятницей это место всегда очищали, скашивали траву. Когда верующие бабушки умерли, ходить на ключ стало некому, а новые поколения их традиции не переняли.

   Василий Саликов привёл делегацию туда, где бил ключ. Пробираться к нему пришлось по некошеной траве – старые тропки давно заросли. Вдыхая запахи цветущей таволги, гости с волнением шли на то место, которое когда-то почитали их предки. Чувства и эмоции их переполняли. Но святая вода на ключе, как мы уже знаем, не появляется много-много лет. Поэтому всё, что удалось увидеть – это только его былое местонахождение.

   В прошлом столетии временем посещения ключа была Девятая Пятница после Пасхи, которая стала для Рябово престольным праздником. Также одной из главных дат был День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру – в честь них была названа Рябовская церковь. Так совпало, что потомки её священнослужителей Чудовых и Ликвентовых свою историческую родину посетили именно 12 июля, когда церковь как раз и вспоминает этих святых. Не чудо ли?…

Фото автора

Автор: Анна НАУМОВА,