Гульбариса Тимеркаевна Булатова живёт в Балахлее. О себе пожилая женщина с юмором говорит, что она пенсионер со стажем. В действительности так оно и есть. С того времени, как моя героиня закончила трудовую деятельность дояркой в совхозе «Новопетровский», прошло почти двадцать пять лет. Нелёгкому труду на ферме женщина посвятила более 35 лет.
– Родилась и выросла в Новоуфимске в многодетной семье. Жили бедно, а когда умер отец, стало ещё сложнее. Здоровье его подкосила трёхлетняя работа в трудармии, – неторопливо начала рассказывать Гульбариса Тимеркаевна. – Весь груз забот о детях, доме, пропитании семьи лёг на плечи мамы. Мы, ребятишки, а было нас четверо, насколько могли, старались поддерживать её. С малых лет я бегала на ферму помогать управляться с телятами, а с 14 лет стала самостоятельно работать дояркой. Это сейчас родители растят детей, оберегая от трудностей, а тогда нет: чуть только окреп – трудись, поддерживай семью.
Шли годы, взрослела и моя героиня. Гульбарисе было чуть больше двадцати, когда мать объявила о том, что скоро в их дом придут сваты. Девушка попыталась возразить, объясняя, что не хочет выходить замуж за человека, которого не только не знает, но даже и не видела.
– Ты должна послушаться меня, – строго сказала мне тогда мама. Ослушаться не осмелилась, да и не принято было. К счастью, муж, его звали Тимербулат, оказался человеком хорошим.
Супруг увёз жену в свою деревню. Гульбариса, не привыкшая сидеть сложа руки, трудоустроилась в местный колхоз дояркой, хотя муж никогда не настаивал на том, чтобы она работала. Через некоторое время глава семьи построил дом. Гульбариса Тимеркаевна до сих пор помнит, как она радовалась новоселью, как они с мужем постепенно обставляли его мебелью.
– Накопим маленько денег – купим что-то одно, чуть погодя – другое. Помню, приобрели новый комод, поставили его в горнице. Я все вещи наши переложила в него, а сверху поставила самый красивый цветок, который рос дома. Зову мужа, говорю: «Смотри, Тимербулат, как уютно стало», а он улыбается и молча кивает, – незаметно смахнув накатившиеся слёзы, вспоминает моя героиня. – Я прожила с ним 57 счастливых лет. Он у меня был трудолюбивый и хозяйственный. В последние годы здоровье уже было неважное, а он всё равно за хозяйство держался – не мог без работы.
Как сказала Гульбариса Тимеркаевна, сейчас она коротает дни в одиночестве. Муж – единственный родной на свете человек – четыре года назад покинул этот мир. В гости к вдове заглядывают подруги, с которыми когда-то вместе работала на ферме. Их приход для неё большая радость. Сама же Гульбариса Тимеркаевна вот уже несколько лет как не ходит – болезнь суставов ног накрепко привязала её к кровати. Сегодня за ней ухаживает социальный работник – Танзиля Уразаева.
– Так сложилось, что своих детей мы с мужем не нажили, – с сожалением говорит моя собеседница, а после небольшой паузы, просветлев лицом, добавляет: – А Танзиля ухаживает за мной как родная дочь. Она придёт, и дом мой словно теплом и добротой наполняется. Закончит с делами, обязательно сядет рядом, поговорит, а за разговором иногда и чаю вместе попьём.
Гульбариса Тимеркаевна поведала, что Танзиля заботится о ней около десяти лет и стала для неё самым близким и родным человеком. Ждёт с нетерпением каждого её прихода. Очень сожалела о том, что нет возможности познакомить нас со своей благодетельницей: в день нашего приезда Танзиля уехала в Аромашево.
– На днях она у меня побелила в доме, видите, как свеженько стало, чисто? – довольно говорит Гульбариса Тимеркаевна. – А потом посоветовались и решили поменять тюлевые занавески, так вот Танзиля за ними и поехала в райцентр. Знаю, выберет красивые, она умеет это делать.
Моя героиня призналась, что для пожилого человека нет ничего горше, чем одиночество, и то, что в её жизни появилась Танзиля, она считает великой милостью Всевышнего. По словам Гульбарисы Тимербулатовны, на помощь и внимание Танзили она может рассчитывать в любую минуту, и от этого на душе у неё хорошо и спокойно.
Л. ГИЗАТУЛЛИНА
Фото: С. СТЕПАНЮК
НА СНИМКЕ: Г.Т. Булатова: «Живу воспоминаниями о прошлом».