Медиакарта
9:31 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полк курносых

Сегодня, во Всемирный день фотографии, мы открываем новую рубрики «История одной фотографии». В ней будем рассказывать об интересных снимках, сохранившихся у наших земляков. Начнём с фотокарточки, которая была сделана 120 лет назад.

Групповая фотография солдат в военной форме конца ХIХ – начала ХХ века. Один из запечатлённых на снимке – Терентий Кузеванов, прадед горожанки Натальи Медведевой.

– О своём предке я знала немного,– признаётся Наталья Валерьевна. – Бабушка рассказывала, что прадедушка участвовал в Первой мировой войне и погиб на фронте. Но где и как – не знала. Гораздо больше информации я нашла, когда стала работать в краеведческом музее.

Старинная фотография не раз украшала музейную выставку, рассказывающую о доблести сибирских воинов прошлых лет и веков. Так правнучка бравого солдата нашла время изучить своё наследство повнимательнее.

На групповой фотографии один из бойцов в гренадерской шапке. Их русские солдаты носили с 1700 по 1808 годы. К концу ХIХ века во всей Российской императорской армии такие шапки были только в одном полку – лейб-гвардии Павловском. Неуставные головные уборы были оставлены воинской части за героизм во Фриландском сражении 1807 года против армии Наполеона. Солдатам разрешили постоянно носить побитые французскими пулями гренадерки, которые передавались новым поколениям воинов. Александр Пушкин в поэме «Медный всадник» так описывал этот головной убор: «...сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою».

Бросается в глаза и ещё одна особенность сослуживцев Терентия Кузеванова – почти все они курносые. Дело в том, что в гвардейские полки в то время набирали солдат под стать друг другу: в один – только рыжих, в другой – бородачей… Чтобы стать павловским гренадером, нужно было иметь высокий рост и лихо вздёрнутый нос.

Отслужив положенный срок, Терентий вернулся в родной Ишимский уезд, село Долгое. Здесь у него с супругой Анастасией родились дочь Ирина и сын Андриан. А когда началась Первая мировая война, старый солдат ушёл на фронт.

О службе нашего земляка есть архивные свидетельства. В списке воинских чинов 52 Сибирского стрелкового полка, убитых, пропавших без вести и взятых в плен неприятелем, а также раненых, числится старший унтер-офицер Терентий Лукич Кузеванов. В бою у деревни Беляты под польским городом Лодзь 4 ноября 1914 года он был контужен и отправлен в госпиталь.

Родственники уверены, что Терентий погиб в бою. Но вот когда случилось это трагическое событие, не знают. В Первую мировую войну или Гражданскую? А может быть во время крестьянского восстания 1921 года? Ведь доподлинно известно, что командиром 3-го пехотного полка повстанцы Ишимского уезда избрали некоего Кузеванова. Но был ли это наш герой или кто-то из однофамильцев – история умалчивает.

Вдова солдата Анастасия Константиновна, оставшись с двумя детьми, духом, однако, не пала. Вела крепкое хозяйство, две  лошади и несколько коров, да ещё и батраков нанимала. В крестьянском деле без мужских рук никак. За это и пострадала. Во времена коллективизации местная голытьба припомнила, как горбатилась на «мироедку Кузеваниху». Солдатку лишили хозяйства и сослали в далёкий Уват. Но через все мытарства и лишения пронесла она фотографию своего мужа. Три поколения потомков старого солдата сохранили снимок до наших дней.

Уважаемые земляки. Если вы хотите поделиться интересной историей фотографии, которая хранится в вашем альбоме, приходите в редакцию газеты «Заводоуковские вести». Наш адрес: г. Заводоуковск, пер. Элеваторный, 6.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото из личного архива Натальи Медведевой