(Продолжение. Начало в № 99)
Из-за сильного дождя не стали останавливаться у Малого Ярка, а пошли дальше, к бывшей деревне Черноярской. Недалеко от нее спугнули большую стаю северных уток, отдыхавшую на реке. Птицы, поднявшись тремя стаями, разлетелись в разные стороны. Наше внимание привлекла большая серая птица, которая ударяла крыльями по воде, двигаясь к правому берегу, что-то мешало ей взлететь. Через некоторое время она поднялась вверх, а из-под нее взлетела утка. Хищнику не хватило силы поднять свою добычу.
Вскоре судно уткнулось в берег у Черноярской горы. Три года назад нам посчастливилось найти здесь наконечник копья. В этот раз в дождь с трудом перебравшись через огромный оползень, расположенный почти посредине террасы, Любовь Николаевна наткнулась на кресало и фрагмент кузнецовской керамики. Ольга Васильевна разыскала сошник для однорядной сохи и окаменевший кусок дерева. А мне удалось найти два зуба мамонта.
Самое главное, что здесь, у Черноярской горы, археологу просто повезло - она обнаружила фрагмент керамики с узорами. Тщательно обследовав этот участок, мы сумели найти еще 24 фрагмента керамики с орнаментом. Как оказалось, это кинтусовский тип керамики эпохи позднего средневековья (XII-XV вв.). Для нее характерны прямые и косые вертикальные ленты или треугольные фистоны. Вдоль шейки сосудов расположены ямки, предохраняющие владельца от злого духа. По плечикам проходят горизонтальные линии узора в виде уточек.
Вне всякого сомнения, здесь находился археологический памятник, который уже смывается рекой. Пока трудно ответить, что это за тип памятника. В распадке на берегу, в оползне, почти в темноте удалось раскопать торчащие доски. Две из них оказались с косым срезом и одна с дырочкой на краю. Может быть, это даже могильник.
На следующее утро обследовали вначале берег у села Тугалово, а затем перебрались на правобережье, чтобы осмотреть берег у крутого высокого яра. Поделили территорию на участки и двинулись вверх по Иртышу. Ольга Васильевна пошла по самому высокому участку, и вскоре мы услышали ее радостный крик: «Сюда, скорее сюда!» Когда подбежали, то увидели ее стоящей в оползне под корягой и вытаскивающей нижнюю челюсть мамонта. Это была действительно замечательная находка. Кроме того, нашли еще два великолепно сохранившихся зуба мамонта.
Я проверяла берег у самой кромки, заходя в воду, (здесь хорошо держит песок) и не заметила, как подошла к большому оползню и с помощью палки перепрыгнула на кочку, а палка осталась воткнутой в землю. Стою, осматриваюсь, кругом ил, в общем ничего хорошего, придется подавать сигнал бедствия. Женщины ушли далеко вперед и, чтобы дойти до меня, им придется вернуться назад, к началу пути, и двигаться по песку у самой воды, да еще нести с собой палки, чтобы набросать их к кочке, где я застряла.
Но мир не без добрых людей. Мимо проплывали на шлюпке Павел Викторович Пуртов с сыном, и с их помощью мне удалось попасть на твердую землю. После Тугалово повернули обратно и отправились на поиски деревни Нижний Роман. Именно здесь, по мнению археолога, доктора наук В. Могильникова, проходила битва между казаками под предводительством сподвижника Ермака, пятидесятника, есаула Богдана Брязги и народами, проживающими по Иртышу, Демьянке и Конде, за Демьянский городок, в котором, как указывается в Кунгурской летописи, и находился знаменитый идол народов севера Золотая Баба. В битве за Демьянский городок участвовало 50 казаков, вооруженных огнестрельным оружием, против двухтысячного отряда противника, сражающегося с помощью луков и стрел. Этот городок располагался примерно в сорока километрах к северу от села Демьянского.
Долго осматривали берег в предполагаемом месте нахождения городка и безуспешно. Но зато нас ждал великолепный ужин - парни напекли блинов и приготовили очень вкусный борщ. Наш катер встал на прикол вместе с катерком рыбаков из города Тобольска. Поздним вечером капитан Александр Панов отправил нам полное ведро карасей. Так мы еще раз убедились в том, что мир не без добрых людей.
24 сентября высадились около бывшей деревни Мурза, у большой кучи из удобрений, смываемых в реку.
От деревни остался ангар, старый дом. В двух домишках живут рыбаки, а на берегу стоит новодел - дом Дементьянова с постройками. Хозяин пообещал нам помочь в поисках рачёвского памятника и дал телефон своего друга Сергея Калинина в селе Демьянском. На берегу нашли интересную бляшку для упряжи лошади, относящуюся примерно к XIX веку, и фрагмент черной русской керамики.
После обеда пошли на Демьян-ское, где экспедицию уже ждали Сергей Калинин и Анатолий Слинкин. Они и повели исследователей к Рачёв- скому металлургическому комплексу.
Археологический памятник расположен на горе, куда очень трудно подниматься. Вначале идет спуск с горы и подъем на гору высотой метров 70. Комплекс состоял из 14 плавильных печей-горнов двух типов с углубленным основанием и наземным. Основание первых представляло собой цилиндрическую яму диаметром 0,7-1,1 метра. Стенки ее были обмазаны толстым слоем глины. Сверху яму перекрывал глиняный купол, а в нижней части подводилось дутьё от мехов с помощью глиняных трубок-сопелок. Горн заполнялся шихтой, состоявшей из слоев дробленой болотной руды, древесного угля и флюса, в качестве которого служили шлаки и кости. После завершения плавки купол горна разбирали, выгребали шлак и осевший на дно кусок губчатого железа - крицу. Затем крицу проковывали, после чего железо шло для ковки нужных изделий: ножей, стрел, тесел и т. д. В таких горнах выплавляли железо жители Рачёвского городища в XII-XIII веках. В XIV-XV веках использовались более совершенные наземные горны.
По уровню развития техники металлургии и железообработки мастера таежного Обь-Иртышья стояли близко к уровню развития этих отраслей в Новгородской земле, хотя несколько уступали ей. В настоящий период Рачёвский археологический памятник полностью перекопан, и обнаружить в отвалах раскопов ничего не удалось.
(Продолжение следует).
Людмила ТЕЛЕГИНА,
директор музея «Легенды седого Иртыша»
фото Ольги БРОННИКОВОЙ