В огромной нашей стране не счесть удивительных, чарующих мест, где можно было бы отдохнуть, узнать что-то новое, зарядиться энергией на долгое время. Имеются такие уголки без преувеличения в каждой области, в каждом районе – везде присутствует что-то своё, самобытное и уникальное. Есть они и в нашей сибирской глубинке. Причём такие, что привлекают своей оригинальностью гостей со всей России…
Раз в год, на Рождество
О маленькой деревеньке Осиновке Ермаковского сельского поселения в двенадцать дворов теперь знает весь регион. Во многом благодаря Интернету, телевидению, а также людской молве. Примерно с 1990-х годов о ней начали рассказывать в разных средствах информации. Стали туда приезжать журналисты, культурологи, профессоры. И вот теперь ежегодно 7 января небольшое, отдалённое от райцентра селение, превращается в центр притяжения жителей из разных городов и деревень. В этот православный праздник и стар и млад тут, как говорится, несмотря на погоду. А она каждый год бывает со своими сюрпризами: то, к примеру, метель, то минус десять градусов по Цельсию, а то и минус тридцать...
Дело в том, что в Осиновке в первозданном виде сохранился старинный обряд под названием «Свеча». Его вместе с остальными традициями и обычаями «привезли» с собой на территорию современного Викуловского района в конце 19 века белорусы-переселенцы. Только остальные со временем были утрачены, а вот «Свеча» чудом уцелела. И не просто уцелела. Обряд с годами практически не изменился, что придаёт ему особую значимость и колорит. Сегодня это единственный в Сибири дошедший до нас пример аутентичного бытования обрядового комплекса переноса иконы «Воскресение Христово». Называется она именно «Воскресение», а не «Рождество», хотя и переносят её из дома в дом 7-го числа. Но народ именует икону «Свечой», вкладывая в это слово особый смысл. Ведь любая свеча – это и свет, и тепло -- жизнь…
Суть этого православного обряда заключается в том, чтобы почитаемая в деревне икона поочерёдно хранилась в домах местных жителей. Так было заведено около восьмидесяти лет назад. Негласный завет предков преемники бережно исполняют: всё, как исстари повелось, соблюдается в этот день в Рождество. И сегодня трудно найти человека в Приишимье, кто хотя бы раз в жизни не слышал об Осиновке, о чудотворной иконе, об обряде, который бережно передаётся потомками белорусов-самоходов из поколения в поколение. В 2022 году обряд «Свеча» был внесён в список объектов культурного наследия Регионального значения.
Икона как символ веры
Принято считать, что икона «Воскресение Христово» была приобретена белорусским переселенцем Иваном Ковальковым в Таре (по другой версии в Усть-Ишиме) не позднее 1905 года. Местные краеведы установили, что икона является образцом народного сибирского иконописного промысла.
Она небольшая – примерно, 30x40 сантиметров. Чтобы удобнее было переносить святыню, селяне поместили её в голубой киот, напоминающий окно с распахнутыми настежь ставнями, украсили его искусственными цветами и фольгой. На боковых его створках – иконы-литографии: слева два изображения Божьей Матери - Троеручицы, справа - Господь Вседержитель, святой Пантелеймон Целитель, Сергий Радонежский.
До Великой Отечественной войны икона находилась в Никольском храме в соседнем селе Ермаки. После разрушения храма в 1937 году «Воскресение» спасли местные жители. До сих пор народ рассказывает об ещё одной почитаемой иконе – Миколы Милостивого. Её тоже спрятали в годы гонения на верующих, но кто-то выдал тайну. Безбожники рассердились, нашли ту икону и разбили о берёзы. Поэтому ту, что удалось спрятать надёжно, стали беречь ещё сильнее, не раз перепрятывали.
Известно, что регулярное проведение обряда переноса иконы «Воскресение Христово» начало осуществляться до войны и прерывалось лишь в её годы. В это время икона хранилась в амбаре местной жительницы Марии Прокопцовой. Иконе молились за всех ушедших на фронт, просили, чтобы война кончилась, чтобы хорошие времена настали. После войны обряд ношения иконы возродили.
Перенос иконы на Рождество из одного дома в другой сопровождается рядом уникальных обрядовых действий. Утром дорога от дома, где стояла святыня, до того, в который её переносят, устилается соломой. Варианты толкования этого элемента обряда разные. Говорят, что Иисус Христос в хлеву родился, там обязательно сено есть. Потому и принято устилать им дорогу. А раньше старые люди примечали: «Чтобы не по голому икону нести».
Ни раньше, ни позже, а именно в десять часов, по сложившейся традиции, мужчины выносят «Свечу» из дома, где она пробыла целый год. Рядом обычно стоит хозяйка с хлебом-солью. В это время паломники преклоняют колени перед святыней, и под духовные песнопения её проносят над головами верующих христиан. Со стороны кажется, как будто она «плывёт» над ними.
У ворот принимающего дома «Воскресение Христово» встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню бережно вносят в дом, устанавливают в красном углу. После этого выстраивается длинная очередь желающих подойти к иконе, зажечь свечу, помолиться, преподнести дары. Раньше несли отрезы ткани, рушники. Теперь чаще всего оставляют деньги. Они остаются у хозяев дома. Когда обряд заканчивается, паломники разбирают солому, на которой сидели. Люди верят в её чудодейственную силу. Хозяева дома накрывают стол и угощают гостей постными блюдами. Кто пожелает, может остаться на трапезу.
В этом году обряд также проводился. Народу было как всегда много: с разных уголков Тюменской области, Сургута, Нижневартовска, Тобольска, Ишима и других городов. Но в большинстве – местные жители и викуловчане. Среди них – сотрудница редакции, редактор Олеся Субботина. Она впервые побывала на «Свече».
- Меня позвали друзья – у них родители живут в Ермаках, -- делится впечатлениями коллега. – Я согласилась, и мы приехали на Рождество в Осиновку. Меня поразило то, что там действительно присутствовало такое большое количество паломников, к иконе образовалась длинная очередь, но никто не толкался, не спешил. Все были вежливы друг с другом. Мы тоже отстояли очередь и помолились у иконы. Женщины вовремя меняли стоящие около неё потухшие свечи. Во время обряда я почувствовала необыкновенное спокойствие и гармонию в душе…
Сопутствуя обряду
Песнопение «Многая лета», сопровождающее обряд, в прежние времена пели деревенские бабушки, теперь — ансамбль «Россияночка». Он был создан в 1991 году на базе Ермаковского сельского Дома культуры. Практически у всех певуний в роду имеются белорусские корни. Потому и в репертуаре у них преимущественно старинные белорусские песни. Этот вокальный коллектив известен не только в Викуловском районе. Принимал участие в международных, российских, областных и районных фестивалях и конкурсах. В копилке «Россияночки» множество дипломов разных достоинств, большая часть из них – лауреатские. В 2014 году фольклорный ансамбль стал лауреатом Международного фестиваля белорусов мира в Минске. В Беларуси «Россияночке» всегда рады.
В 1884 году выходцы из деревни Бушевки Могилёвской губернии основали Осиновку, в 1886 году переселенцы из деревни Рагинь Рогачёвского района Могилёвской губернии — Ермаки, в 1900 году самоходы из Гомельской области основали Еловку. Все эти деревни по-прежнему находятся в Викуловском районе. В них чтят традиции предков, которые в самой Беларуси во многом утрачены.
Руководит ансамблем культорганизатор Ермаковского Дома культуры Надежда Ивановна Вычужанина. Она присутствует на «Свече» каждый год. Она же теперь возглавляет и музейную комнату, которая находится в Ермаках. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, мини-музей несёт большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную миссию. Раз в месяц сюда приводят на уроки ермаковских школьников, иногда привозят школьников из райцентра. Всем посетителям Надежда Ивановна рассказывает историю белорусов-переселенцев и о быте первопроходцев.
Музей в Ермаках образовался в 1983 году. Первоначально размещался в школе. Одиннадцать лет назад обрёл новый дом – в сельском ДК. Он – хранитель самобытной белорусской культуры. Где бы ещё современное поколение переселенцев посмотрело на те предметы, которые окружали предков и были частью их жизни? Самовары, крынки, чарки, горланы, гребни, лампы, старинная обувь, рушники с исконно белорусским орнаментом, которые женщины вышивали долгими зимними вечерами, ткацкий станок, одна из частей пимокатного станка, три патефона с пластинками к ним… Каждая вещь – неотъемлемая частичка деревенского быта переселенцев.
В основном экспонаты сюда приносят в дар. Сказать, что они совсем древние – нельзя, ведь со времени появления Ермаков на карте Сибири прошло чуть больше ста двадцати лет. Однако многие из предметов уже давно утратили своё значение и потому особенно привлекательны. На небольшой площади уместилось порядка 560 экспонатов! Часть их хранится в соседнем здании бывшего детского сада.
Нынче музей посетили студенты Московского филологического института. 14 человек вместе с профессором Андреем Морозовым в июле приезжали в нашу глубинку на две недели. Они изучали белорусскую культуру, искали редкие материалы, записывали местные пословицы, поговорки, прибаутки. Пообещали вернуться в январе следующего года, чтобы самим поприсутствовать на «Свече».
А ещё в музейной комнате хранится макет иконы «Воскресение Христово». Однажды потребовался её дубликат.
- Ансамбль «Россияночка» лет двадцать назад участвовал в культурном мероприятии в Тюмени, и нам нужна была икона, чтобы рассказать об обряде «Свеча», -- рассказывает Надежда Вычужанина. – Но никто бы нам не дал увезти настоящую икону. Мы попросили помочь нам земляка, умельца Владимира Павина. Он раньше работал в столярной мастерской. Он-то и изготовил копию киота. Только в нём посередине нет иконы «Воскресение Христово», поместили другое изображение.
Наличие музейной комнаты разнообразит досуг туристов в нашей сельской местности. И сколько бы раз ни бывал в этой музейной комнате, снова и снова открываешь для себя что-то новое и интересное. Поэтому многие посетители, приезжающие на «Свечу», наведываются и сюда.
«Свеча», которая не гаснет
Не узнать в Рождество тихую деревеньку Осиновку: так много машин у въезда, что все они на единственной длинной деревенской улице просто не помещаются. Для этого заранее здесь расчищают большую площадь от снега – чтобы автомобилям было где припарковаться. Вся улица в этот православный праздник заполнена людьми.
Помимо огромного значения в духовной жизни местных жителей, на протяжении последних десятилетий обряд привлекает к себе всё большее число паломников не только из Тюменской области. Растёт количество желающих увидеть всё это своими глазами, поучаствовать в уникальном обряде, прикоснуться к живой старине, и главное, поклониться чудотворной иконе, попросить у неё благодати, здоровья, счастья для себя и своих близких.
Вера в чудо помогает людям. Но самое настоящее чудо – это то, что икона пережила такие трудные времена и дошла в целости и сохранности до наших дней вместе с обрядом. По словам главы Ермаковского сельского поселения Светланы Ожгибесовой, даже в годы пандемии перенос иконы был. Обряд не прервали, но число присутствующих на нём ограничили.
Одно только печалит: мельчает с годами деревенька. В советские годы это был крупный населённый пункт, где кипела жизнь. Потому икона могла вернуться в дом через десятки лет, и это был настоящий праздник для принимающей её семьи. Если в 2002 году в Осиновке насчитывалось около тридцати дворов, спустя несколько лет – порядка двадцати, теперь – двенадцать. Фактически проживает тридцать человек. В наши дни икону принимают только четыре семьи, хозяйки: Анна Поликарповна Шевелёва, Зоя Петровна Юркова, Ирина Васильевна Юркова, Лидия Анатольевна Шевелёва. В этом году «Воскресение Христово» находится у Анны Поликарповны.
Промежуток между приёмами иконы небольшой, но всё равно коренные жители деревни ждут своей очереди с нетерпением. За год привыкают к иконе и расстаются с ней с грустью. Но оптимизма не теряют. Они уверены: пока жива деревня – жив будет и обряд.
Учитывая сокращение численности населения Осиновки и уменьшение круга людей, имеющих возможность принять икону в своём доме, в далёком будущем есть вероятность угасания бытования обряда в том виде, в котором он существует сейчас. Поэтому администрация Викуловского района предпринимает все усилия по минимизации этих рисков. Для этого ежегодно привлекает внимание широкой общественности к судьбе обряда и развивает на территории поселения и района в целом культурно-познавательный туризм. С каждым годом он набирает обороты.
Такое трепетное отношение к православному обычаю и внимание общественности уже даёт свои плоды. Вот, к примеру, в 2018 году здесь появились асфальтированные дороги. На время ремонта Ермаки и Осиновка из тихих живописных селений в таёжном краю превратились в шумные, оживлённые: улицы были перекопаны, кругом множество строительной техники, повсюду был слышен её гул… Но жители были этому событию рады, потому что ждали они асфальта в обоих сёлах ни много ни мало – всю жизнь! Тогда же появились здесь и тротуары -- не хуже, кстати, чем в райцентре.
Теперь православным никто не запрещает верить в Бога, как это было в советский период. Наоборот -- все дороги и двери для верующих открыты. Постепенно отстраиваются заново разрушенные храмы. Даже в Ермаках открыли молебный дом взамен разрушенного Никольского храма. А от Ермаков до Осиновки – чуть больше двух километров. Так может, вот они и настали -- те самые хорошие времена, о которых некогда просили у «Свечи» переселенцы?
Фото из архива Надежды Вычужаниной