Медиакарта
14:25 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Роль государственных юридических бюро в государственной системе бесплатной юридической помощи

Статья 48 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №324-ФЗ) определены участники государственной системы бесплатной юридической помощи:

- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

- органы управления государственных внебюджетных фондов;

- государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Роль каждого из участников государственной системы бесплатной юридической помощи, безусловно, важна, поскольку динамично развивающийся современный мир требует все новых решений для оперативной защиты прав и интересов социально-незащищенных категорий граждан.

Более подробно рассмотрим деятельность государственных бюро в государственной системе.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 324-ФЗ установлено, что основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.

13.05.2021 на совещании Президента Российской Федерации В.В. Путина с членами Правительства Российской Федерации указано на необходимость дальнейшего развития системы БЮП, предусмотренной Федеральным законом. В ходе совещания была отмечена недостаточная эффективность сложившейся системы оказания БЮП и незначительный ее объем (2%) по сравнению с количеством жителей Российской Федерации, имеющих право на ее получение. Президентом Российской Федерации было поддержано предложение Министра юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко о создании сети государственных юридических бюро во всех регионах.

По данным мониторинга в 2022 году на территории Российской Федерации в категорию граждан, имеющих право на получение БЮП, входили 34018744 человека. Вместе с тем бесплатная юридическая помощь была оказана в 2,16 % случаев (735618). Даже из указанного количества в 158596 случаях помощь была оказана 41 государственным юридическим бюро, в которых работало 639 сотрудников, и только в 125155 случаях адвокатами - участниками государственной системы БЮП, действующими в 78 субъектах Российской Федерации, число которых составило 10281 человек.

Наиболее эффективно демонстрирует себя смешанная модель системы государственной юридической помощи, при которой работники государственного юридического бюро обеспечивают первичный прием граждан, оказание правовых консультаций и координацию такой работы в регионах, а адвокаты, зачастую, привлекаются к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.

Государственное юридическое бюро по своей правовой природе является уникальной специализированной организацией, находящейся в ведении и подконтрольной органу исполнительной власти региона, деятельность которой направлена исключительно на безвозмездное оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Статьей 17 Федерального закона № 324-ФЗ определено, что для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.

В период 2022 года приняты решения о создании ГЮБ в республиках Крым, Мордовия, Татарстан, Забайкальском крае, Курской, Белгородской, Рязанской, Тульской, Новгородской, Кемеровской, Новосибирской областях, 5 из которых уже начали функционировать с 2023 года.

На территории Российской Федерации государственные юридические бюро созданы в 42 субъектах Российской Федерации. Так, в августе 2023 года Правительством Республики Дагестан принято постановление, предусматривающее создание Государственного юридического бюро Республики Дагестан.

На территории Тюменской области решение о создании государственного юридического бюро в настоящее время не принято.

Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные статьей 6 Федерального закона 324-ФЗ виды бесплатной юридической помощи:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статьей 8 Федерального закона 324-ФЗ определены квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь.

Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные вышеуказанной статьей Федерального закона 324-ФЗ, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

В 2021 году введен институт запроса государственного юридического бюро, который представляет собой официальное обращение по входящим в компетенцию организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов (далее - сведения), необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Право государственного юридического бюро направлять запросы организациям в целях получения необходимых сведений предусмотрено Федеральным законом 324-ФЗ.

Наделение государственного юридического бюро правом на запросы и установление обязанности в установленные сроки отвечать на данные запросы, свидетельствует о фактическом приравнивании адвокатского запроса и запроса государственного юридического бюро, и о возможности государственного юридического бюро реализовать в рамках оказания бесплатной юридической данного института, с целью установления полной правовой картины, той или иной юридической ситуации заявителя.

Региональные государственные юридические бюро активно содействуют филиалам Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» на основании заключенных соглашений, путем непосредственного приема граждан в постоянном режиме юристами государственных юридических бюро для оказания правовой консультации и, при необходимости, составления правовых документов, разработки презентационного правового материала, выездов в муниципальные образования с использованием мобильных офисов государственных юридических бюро (Свердловская область, Волгоградская область, Иркутская область, Ульяновская область).

Необходимо отметить, что государственные юридические бюро реализуют также программы по правовому просвещению населения, путем проведения просветительских мероприятий, распространения брошюр и буклетов по наиболее востребованным правовым вопросам, которые волнуют население, что в свою очередь свидетельствует о созданной возможности повышения правосознания населения и правовой культуры.

Офисы государственного юридического бюро осуществляют деятельность на территории всего субъекта, имеют разветвленную сеть филиалов, понятную структуру, отдельные помещения.

Создание государственного юридического бюро в значительной степени может повысить защищенность социально уязвимых категорий граждан, таких как: граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отбывающие наказание в местах лишения свободы; граждане, имеющие право на БЮП в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; граждане, признанные судом недееспособными.

Данный вывод обусловлен, прежде всего, особым подходом к созданию механизма оказания БЮП вышеуказанным категориям, поскольку специалисты государственного юридического бюро более мобильны в своей работе, практика регионов свидетельствует о том, что БЮП, как особый вид помощи, зачастую, должен быть предложен оперативно там, где он нужен.

Государственное юридическое бюро не работает в рамках формального подхода, всегда реагирует на потребности населения.

Минюстом России в рамках развития и доступности бесплатной юридической помощи в регионах, осуществляется безвозмездное обеспечение государственных юридических бюро мобильными офисами (спецавтомобилями) для оказания бесплатной юридической помощи. Спецавтомобили используются государственными юридическими бюро как для выездов в удаленные населенные пункты, так и в случаях чрезвычайных ситуаций, когда требуются оперативные правовые консультации.

В ряде регионов особо стоит отметить практику мобильной работы государственных юридических бюро в местах чрезвычайных ситуаций, в труднодоступных и малонаселенных местностях (Свердловская область, Волгоградская область, Иркутская область).

Гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, непосредственно на месте оказывается бесплатная юридическая помощь.

Что касается оказания бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, в рамках работы государственной системы, то Правомобили государственных юридических бюро осуществляют регулярные выезды по графику с предварительным анонсированием на местах, чтобы оповестить население о предстоящей возможности бесплатного консультирования по правовым вопросам.

На территории Тюменской области случаи оказания БЮП адвокатами, в рамках работы государственной системы, в труднодоступных и малонаселенных местностях, в рамках работы государственной системы бесплатной юридической помощи отсутствуют.

Более того, государственные юридические бюро осуществляют огромную и важную работу, направленную на правовое просвещение населения, без учета категорий и случаев, в рамках региональных программ по правовому просвещению, двери государственного юридического бюро всегда открыты для оказания оперативной юридической помощи и, при необходимости, защиты прав и интересов, в том числе, в судебном порядке.

Тематика издаваемых материалов разнообразна: активно освещаются вопросы антикоррупционного законодательства, пропаганды законопослушного поведения, наиболее часто задаваемые социальные вопросы и др.

Правовое просвещение является основой для формирования у населения общих знаний в сфере права с целью недопущения нарушений их прав и законных интересов, в том числе и по причине правовой неграмотности.

Правовая неграмотность и неосведомленность зачастую становится причиной возникновения гражданско-правовых споров, возникших при оказании платных юридических услуг.

Так, на протяжении последних лет, по информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, наблюдается рост количества обращений граждан на действия компаний, оказывающих юридические услуги, связано это, прежде всего, с некачественным их оказанием, оказанием услуг, не нужных потребителям, не имеющим потребительской ценности.

Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проведен мониторинг качества предоставления юридических услуг в субъекте (по жалобам граждан), проанализирован вопрос качества юридической помощи за период с 2021 по 2023, позволивший установить проблематику качества предоставления юридических услуг в Тюменской области.

Согласно информации вышеуказанного мониторинга:

1. Категории граждан, которые чаще всего обращаются за получением юридической помощи: социально-уязвимые категории граждан, в том числе пожилые люди, инвалиды;

2. Нарушения, послужившие основанием для направления обращений граждан (по категориям):

- о некачественном оказании услуг (неправильное составление документов, отсутствие представителя в судебных заседаниях, пассивное участие представителя в судебных заседаниях, возврат судом искового заявления и поданных документов, подготовка документов, которые не могут быть использованы для достижения цели обращения к исполнителю);

- о несогласии с оказанием услуг ввиду отсутствия факта передачи документов, совершения действий, предусмотренных условиями;

- о размере денежных средств удерживаемых исполнителями при досрочном отказе потребителей от исполнения договора в соответствии со ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» (связаны с обстоятельствами по подготовке и направлению (передаче) потребителям проектов документов в течение 1-5 дней после заключения договора и отказа потребителей в указанные периоды от исполнения договора);

- об оказании услуг, не нужных потребителям, не имеющим потребительской ценности (правовая оценка ситуации, подбор нормативно-правовых актов, согласование стратегии действий).

Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, отмечено, что потребители в силу возраста и (или) отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить необходимость получения той или иной юридической услуги, исполнители не сообщают о потребительских свойствах услуг. По словам потребителей, юридические компании навязывают услуги, которые не разрешают проблемы (вопросы) граждан, ставших поводом для обращения в юридическую компанию.

Установлено, что те сложные жизненные правовые ситуации, которые вынуждают социально незащищенные слои населения региона обращаться за платными, а зачастую и некачественными юридическими услугами, порождают деятельность недобросовестных юридических компаний.

Считаем, что создание на территории Тюменской области государственного юридического бюро повысит социальную защищенность населения и пресечет деятельность недобросовестных юридических компаний, поскольку за разрешением ряда правовых вопросов (устно, письменно, представительство) возможно будет обращаться бесплатно в специализированную организацию, цель деятельности которой – безвозмездное оказание бесплатной юридической помощи.

Важными преимуществами создания государственных юридических бюро являются:

- понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи;

- единая информационная система оказания бесплатной юридической помощи;

- подконтрольная органам государственной власти субъектов Российской Федерации система организации оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения управленческих, финансовых

‎и организационно-правовых решений;

- создание сети пунктов оказания бесплатной юридической помощи

‎на всей территории субъекта Российской Федерации.

Наличие государственных юридических бюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, будет способствовать увеличению числа граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, позволит в полной мере предоставлять им конституционные гарантии.

Бесплатная юридическая помощь, как и иная другая помощь, требует оперативности, чтобы избежать неблагоприятных исходов от тех или иных жизненных обстоятельств, справиться с которыми, зачастую, без грамотного юридического сопровождения, невозможно.