Воспитание будущего поколения напрямую связано с модернизацией системы образования. Об этом подробно говорил в своём послании Президент России Дмитрий Медведев. В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звеньев. Какой мы увидим школу будущего, как должен измениться учитель, – об этом мы беседуем с заведующей методическим кабинетом Отдела образования района В.В. Мелюхановой.
– Вера Владимировна, сегодня часто от педагогов приходится слышать слова «компетенция», «компетентность». Какое они имеют значение?
– По принципам советской педагогики дети в школе получали знания, умения и навыки. Теперь задача педагогов – сформировать компетенции, то есть научить детей применять полученные знания на практике. А компетентность – это личностное качество, которое каждый будет использовать в жизни. На основе компетентности формируются универсальные учебные действия, чтобы дать ребёнку правильно определиться в будущей профессии. Если девушка прекрасно шьёт – быть ей швеёй или модельером, если юноша хорошо решает задачи по информатике — пусть идёт в программисты. Сейчас уже итоговая проверка знаний идёт в форме компетентностно-ориентированных заданий, поэтому тестирование проверяет не только знания, но и умения ими пользоваться.
– Расскажите об особенностях новых образовательных стандартов?
– Мы стоим на пороге внедрения стандартов второго поколения. Полный переход школ в новое русло планируется завершить к 2020 году. В будущем учебном году современные стандарты планируется ввести во всех первых классах. Возможно, что переход будет ускорен, и все педагоги должны быть к этому готовы. По новым образовательным стандартам класс будет работать по тридцатичасовой системе обучения: двадцать часов в неделю – учебной деятельности и десять – внеурочной, где дети и отработают компетенции. Новые образовательные стандарты состоят из нескольких компонентов. Пожалуй, самые важные из них — это кадровое и материально-техническое обеспечение школ. Без этого нам новые стандарты не внедрить.
– Новая школа нуждается и в «новом» учителе, наши педагоги готовы измениться?
– С новым подходом должен измениться урок, его формы и методы. Совсем недавно мы посетили около двадцати занятий в школах района. Образцы современного урока нам показали учителя начальной школы №1. Труднее всего перестроиться учителю, у которого за плечами многолетний опыт работы. На сегодня школа не приемлет никаких монологов и жёсткой структуры урока, только диалог. Теперь говорят не конспект урока, а текст урока. Учебное содержание плюс многостороннее общение с учеником, выход на жизненные ситуации. Конечно, молодой педагог легче идёт навстречу новому, не боится экспериментировать. Чтобы учитель начал работать в инновационном режиме, он должен определить путь своего развития, который повлияет на качество его деятельности. Изменилась парадигма образования, если раньше мы учили каждый в своей области, то сегодня мы должны научить ребёнка получать знания всю жизнь. Не за горами то время, когда у каждого педагога будет своя рабочая программа, а не только календарно-тематическое планирование. Наши ученики сегодня в информационных технологиях более продвинуты, чем учителя. Знают больше путей получения информации, не всегда хорошей и полезной. В таких условиях непросто завоевать авторитет детей. Если ребёнок в тебя верит, то выполнит любую просьбу, пойдёт за тобой хоть куда, только веди его правильной дорогой. Не будет неталантливых детей, если мы будем учить их грамотно. Не надо разводить руками: «Да кого мы учим!». Будем говорить о том, как мы учим.
– Вера Владимировна, вышло новое положение об аттестации педагогических работников. Послужит ли новая форма оценки профессиональных качеств учителя мотивацией к повышению качества образования.
– Мы рассчитываем на это. С 1 января будущего года учителям будут присваиваться только первая и высшая категории. На первом этапе аттестации учитель, проработавший в школе не менее двух лет, будет подтверждать своё соответствие занимаемой должности. Первая квалификационная категория может быть установлена учителям, которые владеют современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяют их, вносят личный вклад в повышение качества образования. А также педагоги должны иметь стабильные результаты обучения, показатели роста достижений учеников выше среднего уровня в регионе. Педагог, аттестующийся на высшую квалификационную категорию, должен отвечать всем вышеперечисленным требованиям на аттестацию по первой категории. К тому же будут учитываться результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Требования к работе учителя стали жёстче, и я надеюсь, что в связи с этим педагоги пересмотрят свои подходы к работе. Только на таких условиях мы сможем качественно внедрять стандарты второго поколения.
Наталья Гладковская
Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ