Медиакарта
11:38 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Семейное дело

Семейное дело
15:19 | 26 февраля 2010

На конкурс «Учитель, перед именем твоим…»

Напоминаем, что в начале февраля стартовал районный конкурс творческих работ «Учитель, перед именем твоим...», посвящённый Году учителя (его условия опубликованы в № 6 от 10 февраля «Советской Сибири»). Организаторами конкурса являются наша газета совместно с отделом образования райадминистрации. Приятно отметить, что читатели уже откликнулись на него. В предыдущем выпуске мы рассказали о замечательном педагоге из Байкаловской средней школы М.М. Косинцевой. Галерею лучших учителей продолжает представлять этот конкурсный материал.


Знакомьтесь, учительская династия Надежницких-Ведерниковых. Её общий педагогический стаж составляет более 180 лет. Основателем династии был священник Булашовского прихода отец Николай (Надежницкий). Семейное дело достойно продолжили последующие поколения. Школа стала судьбой и призванием для ветерана педагогического труда Байкаловской школы-интерната Калерии Валентиновны Ведерниковой и её дочерей Ольги и Светланы.

В чём счастье учителя и в чём его предназначение? – размышляют героини сегодняшней публикации.

Педагог сродни скульптору

Я нисколько не жалею, что выбрала профессию, которая стала смыслом всей моей жизни.

Когда в 1955 году я окончила Байкаловскую среднюю школу, передо мной не стояло вопроса, кем быть. «Только учителем!» - сказала я себе. На выбор профессии повлиял пример любимого учителя. В старших классах у нас вёл литературу Михаил Георгиевич Трапезников. Его уроки были для нас откровением, мы их обожали, нам хотелось, чтобы они никогда не кончались. 45 минут казались одним прекрасным мгновением.

Вторым фактором, который определил мой жизненный путь, явилось то, что на протяжении многих десятилетий мои предки были учителями. При участии отца Николая (Надежницкого) в 1896 году в Байкалово была открыта церковно-приходская школа, где он преподавал Закон Божий. Вместе с ним работала учительницей его дочь - Мария Николаевна Надежницкая, о которой сохранились добрые воспоминания у жителей села. Другая дочь моего прадеда, Елизавета Николаевна, стояла у истоков создания Бизинской школы, где трудилась несколько лет.

Третье поколение учителей в нашей родословной представляли внуки отца Николая – Надежда, Нина и мой отец Валентин. Надежда Александровна работала учительницей начальных классов в поселке Нахрачи (ныне Ханты-Мансийского АО). Нина Александровна до самого выхода на пенсию преподавала русский язык и литературу в с. Чёрном Вагайского района. Её дочь вела математику в одной из тюменских школ.

Мой отец после окончания ШКМ (школы крестьянской молодёжи) в 1930 году поступил в педтехникум г. Тобольска. До войны вёл математику в Кутарбитской школе, а с 1950 по 1959 год работал в Байкаловской средней школе до своей смерти.

В 1961 году я окончила Тюменский пединститут по специальности «учитель русского языка и литературы и истории». Тридцать лет учила детей в Байкаловской школе-интернате. Мой педагогический стаж 35 лет. С педагогикой связали свои судьбы и мои дочери – Светлана и Ольга.

Профессия педагога - самая нужная в жизни, ведь без школы, без учительского труда невозможна никакая другая профессия.

Калерия Ведерникова


По-другому быть не могло

Оглядываясь на прошлое, почти на 30 лет назад, задаюсь вопросом: а мог ли быть другой выбор профессии? Наверное, нет...

Всё мое детство прошло в окружении людей, имеющих прямое отношение к профессии педагога. Соседи по дому, приятели и друзья родителей - все они были учителями. Все закадычные друзья детства, воспоминания о которых согревают теплом сердце, тоже были детьми учителей. И вся эта атмосфера формировала особое отношение к учительскому труду, понимание сложности, ответственности профессии, её исключительности и непохожести на все другие.

Детские игры «в школу» с «учителями и учениками», исписанная мелом печка-контрамарка словами и цифрами, назидательные нравоучения своим маленьким сверстникам «на уроке», творческие концерты для соседей по дому, бесконечное терпение бабушки, принимавшей во дворе огромную ораву ребятишек, - всё это из далёкого детства, где закладывались необходимые для педагога качества: умение слушать и слышать другого, переживать друг за друга и помогать во всем, создавать атмосферу творчества, активной позитивной деятельности и т.д.

Перед глазами - школьные традиционные праздники: принятие в пионеры, первое сентября, День учителя, вечер встречи выпускников, последний звонок... Атмосфера этих праздников в семье была особенной. С самого утра приподнятное настроение, ощущение радости, разделяемой всеми, приятные волнения, ожидания чего-то нового, неожиданного, единение семьи.

Ещё с детства я знала, что принадлежу к большой учительской династии. В течение нескольких поколений мои родственники работали учителями, начиная с прапрадедушки - отца Николая и заканчивая моей мамой. Конечно, тогда разговоры о религиозной, хотя и просветительской, деятельности моего предка не поощрялись, но ощущение того, что столько моих родственников посвятили свою жизнь этому труду, формировало понимание важности, значимости, необходимости его для других людей. Только приступив к педагогической деятельности, начинаешь осознавать, какой это подвижнический труд.

Мне повезло с педагогами: Елена Ивановна Смирных (моя первая учительница), Глафира Александровна Бронникова, Валентина Степановна Кугаевская, Нина Николаевна Третьякова. Для того времени они были самыми-самыми... Почему они? Главное, что я чувствовала от них, - большое доверие к себе, от каждой по-своему. И я старалась это доверие оправдать. Сейчас я, как учитель, понимаю, насколько это важно для детей.

Мама... Наверное, самым главным и определяющим в выборе моей профессии является её пример. Пример сочетания высоких нравственных, человеческих качеств: большой ответственности, добросовестности, честности, порядочности, огромного трудолюбия и высокого профессионализма. Каким простым казалось мне это сочетание тогда, в детстве. «Как легко ей всё удаётся!», - думалось мне. И только теперь приходит понимание, что именно у таких педагогов, как моя мама, не могло быть иначе, иначе она просто не стала бы учителем...

А может, все могло бы сложиться по-другому? Наверное, нет...

Светлана Ведерникова, учитель истории Кутарбитской школы


Я силы этой частица

Во-первых, я благодарна своим родителям за то, что они подарили мне жизнь.

Во-вторых, я не знала и не могла знать своих педагогов - предшественников по родословной, только по рассказам мамы. Но, смею предположить, что хотя бы на генетическом уровне кому-то из детей суждено было продолжить династию педагогов Надежницких - Ведерниковых.

И это сделали мы с моей сестрой Светланой, хотя мама никогда нам не навязывала своего мнения. Мы были свободны в выборе профессии. Но выбрали Его Величество Учительство! И если труд учителей-педагогов нашей династии помог становлению жизни, принёс хоть какую-то пользу теперь уже взрослым людям, а также ребятам, которые обучаются и воспитываются до сих пор у представителей младшей династии Ведерниковых, то можно сказать, что наша жизнь прожита не зря!

Ольга ВЕДЕРНИКОВА, социальный педагог Байкаловской школы-интерната