досье
Марина Юрьевна СМИРНОВА
■ Родилась 7 января 1961 года в г. Норильске Красноярского края.
■ В 1983 году окончила филологический факультет ТюмГУ.
■ Вместе с мужем Владимиром Смирновым в 1991 году основала первый в России частный музей Григория Распутина, который принимает посетителей в селе Покровском уже около 20 лет.
■ В основу экспозиции легли личные вещи семьи Распутина: посуда, мебель, иконы, подлинный наличник уничтоженного распутинского дома, уникальные фотографии с дарственными надписями, личные записки и письма Распутина.
■ Cоздатели музея ведут научно-исследовательскую работу. Опубликовано три книги о Распутине общим тиражом 10 000 экземпляров: «Неизвестное о Распутине» (1999 год), «Распутин. Постскриптум» (2003 год), «Неизвестное о Распутине. Постскриптум» (2006 год). Кроме того, сотрудники музея публикуют статьи в научных краеведческих изданиях.
■ Работа музея отмечена дипломом на международном музейном биеннале, на конкурсе «Музей года. Евразия-2006». Главным же достижением стало получение диплома лауреата национальной туристической премии имени Сенкевича в 2010 году в номинации «Лучший региональный музей года».
■ Среди известных посетителей музея – Анатолий Чубайс, Леонид Парфенов, Сергей Собянин, Вячеслав Зайцев и многие другие.
Редакция газеты «Тюменская область сегодня» впервые публикует сведения о судьбе младшей дочери Григория Распутина Варвары с уникальными фотографиями
К 400-летию дома Романовых интерес к судьбе царской семьи получил новое звучание в фактах, ранее неизвестных исторических подробностях и материалах. Такова судьба и этой публикации, которую предоставила редакции Марина Смирнова, директор музея Распутина села Покровского – обладательница редчайшего человеческого таланта глубоко проникать в историю, проводя огромную научно-исследовательскую работу.
• Семья человека-легенды
Россия. Февраль 1917 года. Три года Первой мировой войны. Поражения на фронтах, голод и неразбериха в тылу… Заговором генералов император был низложен. В стране начался хаос, который потом назовут буржуазной революцией. Казематы Петропавловки переполнены. И впервые наравне с сильными мира сего судят простого деревенского мужика. Мужика уже мертвого. Мужика, о котором писали все газеты мира. Русского крестьянина, нашего земляка — Григория Распутина.
Это был первый человек из России, имя которого прогремело на весь мир. Прошло почти сто лет со дня его смерти, а мир до сих пор гадает: кто он? Лжепророк или человек Божий? Святой или воплощение дьявола, сам Антихрист?
Из сибирской глуши вышел простой русский мужик и стал непостижимой загадкой. Человеком-легендой… Примерно в таком ключе пишут о нем и до сих пор. Занимаясь биографией этого человека всю свою сознательную жизнь (постстуденческую), написав о нем уже три книги и большое количество научных статей, а также открыв музей на его родине в селе Покровском, сегодня мне хотелось бы поговорить даже не о нем самом, а о его потомках. Судьбы их причудливы и обыкновенны одновременно.
Сразу скажу, что в семье Григория Распутина было рождено семь детей, из которых выжило только трое: Матрона, Варвара и сын Дмитрий, остальные умерли в младенчестве. Поражает лишь однообразие диагнозов в графе «Причина смерти» метрических книг: от горячки и поноса.
Дмитрий родился в 1895 году, Матрона — в 1898 году, Варвара — в 1900 году.
Дмитрий крестьянствовал. Во время Первой мировой войны служил в 143-м санитарном поезде Ея Императорского величества Александры Федоровны санитаром. По архивным документам удалось установить, что в 1930 году, когда пришла разнарядка раскулачить по Ярковскому району 500 семейств, был сослан как кулак в город Салехард вместе с женой Феоктистой Ивановной и матерью Параскевой Федоровной. Посадив на телегу, «повезли из Сибири в Сибирь», как пел Владимир Высоцкий. Вдова Распутина до места ссылки не доехала, умерла в дороге, а Дмитрий вместе с женой до конца 1933 года проживал по месту ссылки в бараке № 14 спецпоселка города Салехарда.
В 1933 году умер от дизентерии.
Старшая дочь Матрона с чехо-словацким корпусом через Дальний Восток эмигрировала вместе с мужем, офицером Борисом Соловьевым, в Европу, а затем — в Соединенные Штаты Америки, где работала укротительницей диких зверей во всемирно известном цирке Гарднера. Первый ребенок (дочь Татьяна) у нее родился еще на Дальнем Востоке, во время переезда, а вот второй (тоже дочь) — уже в эмиграции. И вот только по этой линии сохранились прямые потомки нашего знаменитого земляка.
• Младшая и самая любимая
В 2005 году в музей приезжала правнучка Григория Распутина Лоранс Ио Соловьефф. Она живет в предместье Парижа, знает не только французский, но английский и немецкий языки. По-русски, к сожалению, ни слова. Привезла очень много редких, нигде не публиковавшихся фотографий и документов, которые сегодня в экспозиции покровского музея.
И вот наконец-то, после многолетних поисков, нами была установлена судьба младшей дочери Распутина — Варвары. Даже Матрона, по рассказу Лоранс, до конца жизни страдала от того, что ничего не знала о судьбе младшей сестры, оставшейся в России.
Во время революции Варваре 17 лет. Она и Матрона уже закончили гимназию. А вот послереволюционная судьба до сих пор была неизвестна. Последнее упоминание о Варе в «Списке граждан и членов их семей, проживающих в Покровской волости» датируется 1922 годом. В фондах отдела юстиции Тюменского губсовета РКК сохранились списки сотрудников Тюменского губернского отдела юстиции за 1919—1922 гг. Именно в них мы и нашли ее анкетные данные. «Распутина Варвара Григорьевна. Должность: делопроизводитель судебно-следственного отдела народного суда 4 участка Тюменского уезда. Адрес проживания: г. Тюмень, ул. Ялуторовская. 14. Возраст — 20 лет. Профессия: конторщица. Беспартийная, образование: 5 классов гимназии. Количество членов семьи: 3 человека. Оклад содержания в месяц — 1560 руб.».
• Дети лейтенанта Шмидта
Почему так подробно говорим о детях Распутина? В прошлом году в наш музей пришло 19 так называемых «детей лейтенанта Шмидта», объявивших себя незаконнорожденными (а иногда и законнорожденными) детьми, племянниками, родственниками Григория Распутина.
Россия всегда не испытывала недостатка в самозванцах, хотя с трудом распознавала «пророка в своем отечестве». Самозванство — тема чрезвычайно интересная. Продиктована она, наверное, русской ментальностью и неуемным желанием выбиться «из грязи в князи». А также непременным желанием примерить чужую судьбу. Быть сопричастным к чему-то большему, чем своя, часто невыразительная жизнь. Самозванцы не просто объявляются в музее с рассказами о родственной связи с Распутиным, но и пишут практически из всех уголков страны. «Здравствуйте, хранители музея Григория Распутина! Мы долго не решались написать вам письмо. Довольно продолжительное время в нашей семье допускались предположения о родственной связи с родом Распутиных.
Изучая биографию Распутина, наша уверенность в этом стала полной и окончательной, а именно, что наш дедушка, которого по любопытному «совпадению» также зовут Григорий Ефимович, является внуком Григория Ефимовича Распутина. Поразительное внешнее сходство и сходство черт характера позволяет нам сделать такой вывод. Но дело в том, что официальных документов, подтверждающих родственную связь, у нас нет». Такое письмо пришло из Симферополя. А вот адрес поближе, из Тюмени: «Мой отец — сродный брат отцу Григория Распутина. Мы хотим встретиться с вами, нас здесь много родственников Распутина….» Подобная корреспонденция уже не удивляет. Пишут, звонят, приходят.
Вот как комментирует это действительный потомок Распутина, его правнучка: «Что касается так называемых родственников Григория Ефимовича: они его потомки? Очень хорошо! Почему бы и нет? Что от этого изменится?! Что они хотят? Денег? Официальный и законный потомок — это я. Я от этого не стала богаче! Я сейчас ничего не требую, я даю (конференции, радиопередачи, интервью для журналов). Я заявляю, что Он это Он, и не кричу, что это я, чтобы реабилитировать его, я не выставляю себя вперед (мне не надо защищаться, я ничего плохого не сделала), мне не нужно признания (я действительно его прямой потомок). Вы можете также сказать, что вас обоих, Марина и Володя, вопреки медицинской экспертизе я считаю своей сибирской семьей».
Мы были рады сообщить Лоранс, что узнали о судьбе родной сестры ее бабушки, младшей дочери Распутина Варваре.
• Новые подробности
К счастью, в музей идут не только «дети лейтенанта Шмидта». Иногда приходят люди, чьи предки действительно были знакомы с детьми Распутина. Такая радостная для нас встреча состоялась совершенно случайно с Владимиром Шиманским. Вот его письмо:
«Уважаемая Марина Юрьевна! Два месяца назад мы встречались в вашем музее и я обещал послать вам фотографии Вари Распутиной. Пока удалось найти одну поврежденную фотографию. Моя бабушка боялась хранить эти фотографии и частично повреждала лица, чтобы их не могли узнать. С Варварой они дружили и та жила у бабушки до 25 года. Бабушка помогла ей уехать в Москву и, когда Варя умерла, поехала в Москву и похоронила ее на Новодевичьем кладбище. Родственники рассказали некоторые подробности жизни Вари, если это интересно, можно связаться и я вам их расскажу. Точно помню, что были еще две фотографии Вари. Просил родственников их найти. Как найдем — пошлю вам.
Пока посылаю три фотографии — Вари Распутиной (поврежденная), моей бабушки (Анны Федоровны Давыдовой) и кадета Алексея, который был как-то связан с Варей.
Удачи! Владимир Шиманский.»
При личной встрече автор этих строк поведал нам: Варвара, работая в отделе юстиции города Тюмени, который располагался в сыром подвале, заболела чахоткой. Недолечившись, в надежде на эмиграцию поехала в Москву, уже в дороге подхватила тиф и по приезду в столицу скончалась.
Бабушка Владимира Шиманского Анна Федоровна Давыдова, очень близкая подруга Варвары, несмотря на лихолетье, поехала на похороны. Она вспоминает, что в гробу Варя лежала совершенно обритая, без волос (тиф). На ее могиле было написано: «Нашей Варе». Таким образом, поставлена точка в поиске нелегкой судьбы и кончины младшей дочери Григория Распутина, которую он так любил.
В 1919 году советская власть отдала руководство кладбищем Хамовническому райсовету. Именно в этот период там хоронили самых обычных москвичей, поэтому Варя и была там захоронена. Но уже в 1927 году вышло постановление ВЦИК: «Новодевичье кладбище выделено для захоронения лиц с общественным положением», вследствие чего рядовые захоронения были снесены. По этой причине сегодняшнее руководство кладбища никакой помощи в поиске могилы Варвары оказать не смогло. Да мало ли в истории нашей страны таких досадных обстоятельств…
• Последнее письмо Вари
И вот, наконец, в наши руки попадает письмо, датируемое февралем 1924 года. Его пишет Варвара совсем незадолго до смерти своей сестре Матрене в Париж (орфография сохранена):
«Милая дорогая Марочка. Как живешь мое солнышко тебе не писала так долго потому, что у меня не было денег, а ведь без денег и марку не купишь. В общем с каждым днем жизнь становится все хуже и хуже думаешь и лелеешь мечту вот будешь жить хорошо, но опять ошибка. А все благодаря нашим друзьям: как например Виткун и тому подобным людям все они ложь, и больше ничего, только обещают. Ведь ужас, хожу практиковаться на печатной машинке. Такое расстояние — ужас, целый час с четвертью, потому что нет денег на трамвай. Сейчас ходила к одному еврею просить место он мне обещал. Но думаю, что обещания так и останутся обещанием, даже еще хуже — может быть это мое больное воображение: он собирается за мной ухаживать, а увидит, что я ему не отвечаю взаимностью, и опять все пропало. Господи, как же все это тяжело, душа разрывается на части, зачем я родилась? Но успокаиваюсь тем, что ведь очень много нас таких безработных, а все только честные, которые ради места не хотят унижать свое достоинство. У тебя конечно создается вопрос для чего работаю на машинке.
А вот я тебе объясню: мне Виткуны дали возможность заниматься, так как у них открывается контора, то им нужны машинистки, они хотели меня к себе, но только чтобы я подготовилась. В этом магазине, где я учусь, они купили машинок пишущих три и меня обучают бесплатно. Ты видишь какую они сделали милость ведь право смешно. Теперь конечно, когда дело подходит к концу, они увиливают, ну и Бог с ними, что делать отлично знают, что у меня нет на трамвай денег, попросила, так у них нет, а Мара идет себе покупать шляпу не одну конечно, а две. Да даже непогода не едут на трамвае, а всегда на извозчиках. Ну и Бог с ними может они и подавятся от своей жадности. Сиротам Бог поможет. Имела вышивку, заработала три рубля золотом, конечно, все отдала своим старикам, т. е. хозяевам только ради Бога не грусти о мне и не заботься. Ведь все устроится и будет хорошо. Тебе еще хуже у тебя дети я одна.
Как здоровье у Бориса Николаевича? Да мне так хочется видеть тебя моя радость. Я спрашивала Ольгу Владимировну, она мне сказала так: скорее мы поедем, чем они приедут, да и к чему приезжать. Радости и здесь мало пусть и не выдумывают. Она сказала даже это и Муне в письме не знаю, получила-ли она его? Как здоровье твоих милых детей? Мне кажется, что ты Марию отдала куда-нибудь ты мне про ее ни чего не пишешь, или же ты ее оставила, крошку в Германии, прости может быть этим тебе сделаю больно, но ты отлично знаешь твое счастье – мое счастье, твое горе мое горе, ведь ты у меня одна близкая мне. А как твой Арансон может быть обещал много, но ничего не сделал, как Турович какие результаты постигло то письмо? Все это мне крайне интересно. А здесь я убедилась у меня нет близких людей, все одна только сволочь прости за мое грубое выражение. От наших имела письмо. Митя начинает строиться против Елизаветы Китовны, там ему отвели место. Будет дом из двух комнат, да им и достаточно, ведь у них нет детей, конечно, может быть и будут, но пока нет, я этому очень рада, а то бедная мама должна с ними возиться, а мама не любит детей. Да, знаешь Тенка вышла замуж за Дубровского, может помнишь Саломею безногую, ее племянник. Наши конечно были на свадьбе, кажется было хорошо. Я завидую отчасти Мите, ведь он не нищенствует, как мы. Хотя ты ешь свой кусок хлеба, но он не сладок. Когда дети все раскиданы куда-то Бог весть, только их не испортит эта жизнь, я радуюсь, что они за границей. Вот видишь, как я заболталась, правда хорошо печатать на машинке не так устаешь и можно много писать, а на руках так много не напишешь. Пока всех благ, храни тебя Бог, целую милую и дорогую Танечку, Марию и тебя моя радость. Привет Боре. Варвара.» (Полностью текст письма публикуется впервые.)
• Неизвестные факты в новой книге
Музей готовит к выходу в свет новую книгу «Григорий Распутин — пророк русского Апокалипсиса», в которую войдут новые подробности, фотографии и неизвестные факты судьбы выдающегося представителя сибирского крестьянства. Очень много ведется разговоров о знаменитом доме Распутина (который, кстати, он не строил, а купил по договору, заключенному у Тюменского нотариуса Албычева 12 декабря 1906 года, за 1700 рублей). Так вот, в новой книге будет приведена опись «Тобольской Казенной Палаты о наследственном имуществе, оставшемся после смерти Григория Ефимовича Распутина».
В официальном перечне о наследовании, который опубликуем в этой книге, приводится полный список имущества Распутина: керосиновые лампы, одежда, посуда, утварь, количество скота и живности, мебель, шторы, постельные принадлежности, часы, иконы и т. д., что, надеемся, позволит закрыть разговоры о вещах, именуемых распутинскими.
Марина СМИРНОВА, директор музея Распутина, с. Покровское
Рубрика: История