Медиакарта
4:31 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судьбой начертанная нить

Судьбой начертанная нить
15:40 | 26 февраля 2010

Нашей встрече с труженицей тыла, уроженкой д. Надеиной Масловского сельсовета Анной Константиновной Кондрахиной, предшествовал телефонный звонок.

  • Расскажите, пожалуйста, о дорогом для меня человеке, моей тёте, - попросил её племянник Михаил Александрович Надеин. - Судьба у неё была трудная, но она никогда не отчаивалась. Всего в жизни достигла неутомимым трудом. Я многим обязан моей тёте, у которой и сегодня можно поучиться жизнелюбию и душевной стойкости.

И вот мы в гостях у ветерана труда, которой 27 февраля исполнилось 80 лет.

  • Ой, да что о себе рассказывать? – не по годам живая, говорливая Анна Константиновна всплеснула руками. - У нашего поколения одна судьба: война отняла у нас детство, рано пришлось трудиться, познали голод-холод, нужду. Да и после войны разве легко было? - вопрошает она. Память невольно возвращает её к берегам детства.

Она родилась в 1930 году. Деревня Надеина, где проживала семья колхозников Надеиных, находилась в нескольких километрах от д. Масловой. Её давно уже нет, осталось лишь одно название. А тогда, до войны, жизнь в Надеиной кипела. Стояло на ней три улицы, селяне разводили скот.

Большое хозяйство – коров, свиньей - держали родители Нюры, Константин Иванович и Анисия Дмитриевна. Семья их потихоньку росла. Вслед за Нюрой появилась на свет в 1933 году сестрёнка Настя, через три года – братишка. Уже перед самой войной родился ещё один мальчик.

  • Как бы трудно ни жилось, голода мы не испытывали, – вспоминает Анна Константиновна. - Родители работали от зари до зари в колхозе, и нас сызмальства приучали к крестьянскому труду. Не знаю, как успевала мама: и на поле сходить, и за телятами присмотреть, и по хозяйству управиться. В то время до каждой семьи доводился план по сдаче сельхозпродукции. 365 литров молока и молочной продукции отдавали государству, себе оставляли только обрат. Тогда мама взваливала на себя мешок с зерном и отправлялась на молотилку в с. Санниково. Она никогда не отчаивалась: что-то стряпала, пекла лепёшки. И мы, ребятишки, как пчёлки, крутились возле неё.

В начале 1941 года умер отец. А летом пришло страшное известие о войне. И на этом Нюра, которая успела окончить четыре класса Надеинской школы, с учёбой распрощалась. Ей, старшей, пришлось идти в колхоз, помогать матери.

  • Какой только работы мы не видели в войну! – с горечью продолжает рассказ наша героиня. - И хлеб садили, и стога метали, пахали и боронили. Тракторов и лошадей не было, пахали на быках. Нас, пять женщин и девушек, поставят за плуг, три пары быков в упряжке. Так и управлялись.

Из-за этих самых животных однажды произошёл в Нюриной жизни курьёзный случай. Зимой отправил её колхозный бригадир на лесозаготовки, по-обещав, что выделит быков на вывозку дров для семьи. Увидев перед собой пигалицу, которой не было и 14 лет, старший в бригаде Фёдор (отчества Нюра не запомнила) рассердился: «Поезжай обратно домой, я из-за тебя в тюрьму садиться не хочу».

  • Не могу, мне быка не дадут, - разревелась она.

  • Ну, тогда пиши расписку, что домой не поедешь, – не успокаивался тот.

Только после этого девочку оставили в бригаде. Дали ей колун в руки. А силёнок-то не хватает. На её счастье, это заметила Нина Воробьёва, которая точила пилы. Пожалела девчонку, нашла ей топор.

  • Так и работала, - с улыбкой вспоминает Анна Константиновна, - силёнок не хватало, да Бог помог.

А плакать им было некогда. Зимними вечерами молодёжь собиралась в доме Нюры, девчата пряли пряжу, вязали носки и варежки. Потом собирали посылки на фронт. Жили в те годы одной верой – в победу. И она пришла майским солнечным утром 1945 года. Радости девчонок не было предела: всё самое страшное осталось позади!

Жизнь понемногу возвращалась в привычное русло. Подрастали братишки, надо было помогать маме поднимать их. Работая на ферме, Нюра по-прежнему оставалась за старшую. Частенько мама, которая не знала грамоты, отправляла старшую дочь на базар в Тобольск. И вернувшаяся утром с дойки Нюра, бережно уложив в котомку яйца и орехи, собранные детворой, успевала до солнца дойти пешком до города. Зимой, погрузив на салазки свиную тушу, тащилась зимником.

  • И ведь никто ни разу в дороге не нападал, - удивляется сама себе, - наоборот, случалось, что помогали подвезти санки.

Как-то в послевоенном сорок восьмом году Анну Надеину вызвали в контору колхоза. И здесь при всех девушке вручили первую награду - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Она смотрела на неё, а из глаз бежали слёзы… Через несколько лет судьба свела Нюру со Степаном Кондрахиным, трактористом из д. Масловой. Он, как и она, трудился в годы войны в колхозе. В 1951 году они поженились, купили небольшой домик в Масловой.

  • Моего Степана в шутку называли «докто-ром», - вспоминает с улыбкой Анна Константиновна. – В его руках «оживала» любая техника, на какую бы ни садился. Любил возиться, никакой работы не боялся. Я за ним как за каменной стеной была, он не пил, не курил.

Да коротким оказалось их семейное счастье. Произошёл несчастный случай, после которого осталась Анна Константиновна с семилетним Сашей и Володей, шести лет от роду.

Так и прожила она всю свою дальнейшую жизнь ради сыновей. Двадцать пять лет отработала дояркой на ферме в колхозе «Память Ленина». Богатства не заработала. Да и не стремилась к нему. Самое главное, считала, воспитать в детях уважительное отношение к труду, который является единственной ценностью на земле. И сама во всех делах старалась быть примером для них: как бы тяжело ни приходилось, держала хозяйство, была передовой дояркой, много сил и внимания уделяла депутатской работе, избиралась селянами четыре созыва. Говорит, за свою трудовую биографию использовала всего три отпуска: 12-дневный и два декретных. Вот такой непростой, извилистой была нить её судьбы. Но на свою долю Анна Константиновна не жалуется. Все дети и внуки выросли добрыми, хорошими людьми, за них не стыдно. Единственное, тяжело переживает она потерю любимого внука, который погиб несколько лет назад.

Уже почти двадцать пять лет Анна Константиновна живёт в городе у сына. Но горожанкой так и не стала. Дождавшись первого тепла, уезжает в свой домик в Маслову, где живёт до глубокой осени, занимаясь огородом, наслаждаясь привычными крестьянскими заботами. Конечно, 30 соток землицы требуют работы и внимания.

  • У меня помощников вон сколько – сыновья, снохи, пятеро внуков и две правнучки, - говорит с гордостью баба Нюра. - Лентяев в нашем роду не нарастила. Приезжают регулярно, помогают, я только готовлю.

  • Дни стали длиннее, значит, скоро быть весне, – рассуждает баба Нюра, вглядываясь за окно. - Морозы вот-вот отступят. Скорей бы домой!

Доброго здоровья и побольше новых светлых дней вам, Анна Константиновна!

Клара КУТУМОВА